Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Школа учителя

 

Учитель. Педагог-исследователь:
Азбука Льва Толстого

ТАЙНА СЛОВА (Виталий Ремизов)

I. Загадочное слово

II. Через слово к сферам бытия

III. Забытые буквы

IV. Вечное слово

V. От слова к рассказу

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ по предметам «Азбука Льва Толстого» /1 класс/ и «Круг чтения» /2-4;5-9 классы/ (Анна Шадская)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. "АЗБУКА ЛЬВА ТОЛСТОГО" /1 КЛАСС/ и "КРУГ ЧТЕНИЯ" /2-4; 5-9 КЛАССЫ/ (Анна Шадская)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО УЧЕБНЫМ ПОСОБИЯМ "АЗБУКА ЛЬВА ТОЛСТОГО" /1 КЛАСС/ И "КРУГ ЧТЕНИЯ" /2 – 4 КЛАССЫ/ (Анна Шадская)

 

ТАЙНА СЛОВА
Виталий Ремизов


Часто люди не понимают друг друга. Почему? Бессердечие? Эгоизм? Недоразвитость интеллекта? Все это, безусловно, влияет на характер общения. Но есть и другая причина, на наш взгляд, более весомая, нежели указанные выше. Речь идет о неумении слышать чужое слово, точно улавливать то его значение, которое раскрывается в ситуации непосредственного общения. Неумение же проистекает от низкой речевой культуры воспринимающего, да и говорящий, часто бывает, далеко от него не ушел. Сама по себе проблема непонимания древняя. Вокруг нее сломано немало копий. Многие крупные философы считали ее неразрешимой. Однако опыт подсказывает, что пути преодоления трудностей есть, и пусть не идеально, но и дети, и взрослые способны подняться на высоту разумного общения. Сколько можно было бы избежать скандалов и трагедий, если бы говорящий и тот, кто его слушает, сходились в правильном, точном понимании слов, чувствуя все их оттенки и переливы.

"Азбука Льва Толстого" — книга, способная помочь ребенку сделать первый шаг в освоении культуры слова.

Пословицы и поговорки, загадки, притчи и басни, изложенные великим художником, его рассказы — каждый текст таит в себе возможность работы над словом. Но особое место в "Азбуке" занимают лексические своды. Они ключ к глубинному содержанию книги. Они открывают двери в тайны русского языка. Как правило, на уровне понятий и значений, но ведь это и есть первая ступень к осознанному существованию.
Каждый лексический свод содержит определенную установку на навыки чтения. Так, после овладения детьми чтением по открытым слогам, состоящим из согласного (С) и гласного (Г), предлагается отработка слов, в которых встречаются

Г+СГ СГ+С СГ+Г С+СГ ССГ+СГ СС + СГ СГ + СССГ и т. д.


На страницах 27 - 29 (Азбука Льва Толстого. Тула, 1994) дети учатся читать слова с буквой "И" в конце и середине слова. С 32 по 42 страницы отрабатывается чтение слов с "Ь", с 47 по 52 речь идет о разделительных "Ъ" и "Ь" знаках. И заканчивает раздел "Лексические своды" тема "Двойные согласные и гласные буквы".

Следующие за лексическими сводами тексты позволяют закрепить навык чтения. Главное при этом — самостоятельность детей при нахождении нужных слов. Одновременно с этим идет работа над темами мягкие и твердые, глухие и звонкие согласные. Первоначальное знакомство с этими темами осуществляется в буквенный период. При анализе же лексических сводов идет закрепление материала.
Но "Азбука Льва Толстого" потому и великая книга, что не сводит деятельность детей к грамматическим штудиям. Она открывает путь к ТАЙНЕ СЛОВА.

В наших школах в первом классе этому уделяется мало внимания, а именно этот вид деятельности — раскрытие содержания слова, первое прикосновение к взаимосвязи понятия и значения, осмысление контекстного звучания слова, а вместе с тем интонационной природы контекста, субъективно-оценочных и эмоционально-экспрессивных уровней — закладывает основу культуры речи.
Лексические своды выводят детей на проблемы синонимии и антонимии. словообразования. Но все это подчинено главной задаче — ПОКАЗАТЬ, КАК ЧЕРЕЗ СЛОВО ПРОИСХОДИТ ПОСТИЖЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ДУШИ ЧЕЛОВЕКА.

В лексических сводах имеются слова, напоминающие как о высоком и прекрасном, так и о низменном и безобразном. "Азбука Льва Толстого" тем и хороша, что она обращена к глубинным истокам души человека, а написанная на доступном ребенку языке, открывает ему высоты и бездны жизни, дает ему самому пережить те или иные ситуации, сделать свой выбор в пользу добра и должного.
Чтобы это произошло, учитель берет на себя миссию ведущего по пути открытий. Пусть в этом деле напоминанием ему будет картина Н. К. Рериха "Восходящая" и слова Л. Н. Толстого о том, что планку надо ставить высоко, жизнь спустит.

Предлагаем несколько подходов к изучению лексических сводов. Учитель вправе использовать их или искать свои пути решения.

НАВЕРХ


I. Загадочное слово


Из «Азбуки Льва Толстого». Стр. 16.


МАМА РУКА ГОРЫ ТЕТЯ
ПАПА МУКА КОНИ ДЯДЯ
САНИ ДУША РЕКА МЯСО
ВИЛЫ ТЮРЯ СЕНО РЫБЫ
ЛИПА ЛЮДИ ЛЕТО ЛЫЖИ
ДИВО НОГИ ЩЕКИ БЫКИ


1)Чтение слов. Какие из них вы видите на картинке?
2) Найдите слова, начинающиеся с буквы "Л".
3) Выделите слова, называющие части человеческого тела, продукты питания, живых
существ, членов семьи.
4) Сгруппируйте слова, относящиеся к теме "Лето".
5) Нарисуйте картину "Зимние забавы", "Лето в деревне".
6) Значение каких слов вам незнакомо?
7) Отыщите самое загадочное слово (это ДУША).

Вопросы к беседе о слове ДУША.
1) У кого есть душа? Как вы понимаете выражение "Душа гор"? А есть ли душа у цветка?
2) Как ты ощущаешь свою собственную душу? Люди говорят:
"Болит душа". Ты испытывал это? А есть выражение "Душа ликует". Когда это происходит?
3) Чем живет душа? Может ли она быть злой?
4) "Чужая душа — потемки",— гласит народная мудрость. Как вы это понимаете?
5) Попытайтесь связать два слова "Диво" и "Душа".
6) Когда душа умирает? Кого мы называем бездушным человеком?
7) Подумайте над смыслом русских пословиц:


Что телу любо, то душе грубо.
Душа Божья, тело государево, а спина барская.
Плоть немощна, а душа грешна. Плоть грешна, да душа хороша.
Обидеть легко, да душе каково.
Душа всему меру знает.
Душа душу знает, а сердце сердцу вестъ подает.
Сердце душу бережет и душу мутит.
Душа всего дороже. Душа — заветное дело.
В чужую душу не влезешь.
Руку, ногу переломишь, сживается; а душу переломишь, не сживается.
Не криви душой: кривобок на тот свет уйдешь.
Семь в тебе душ, да не в одной пути нет.
Неповинна душа не пристрашна греху.
Душа радуется. Жить душа в душу.
Поговорить по душам. От всей души.


8) Говорят "душа добрая", "душа чужая". Говорят и по-другому, как?
9) Предложите детям выучить наизусть одно из стихотворений:
М. Лермонтов. Ангел ("По небу полуночи ангел летел..."), А. Толстой. ("Горними
тихо летела душа небесами..."), Ф. Тютчев. ("Душа хотела б быть звездой...").

 

НАВЕРХ

II. Через слово к сферам бытия



В лексическом своде на с. 20 особое внимание следует уделить работе над словами НЕБО, ПОЛЕ, МОРЕ. Эти слова вместе с другими (земля, лес, горы...), тоже входящими в лексические своды "Азбуки", создают пространственное ощущение мира, обозначают основные сферы бытия человека. Позже дети прикоснутся к географическому значению этих слов, но в раннем возрасте важно другое — открыть им глаза на пространственное богатство мира, связав его с особенностями мировосприятия, традициями и бытом людей, приобщить их к величию Земли, через слово установить связь между отдельным "Я" ребенка и вечной природой, заложив тем самым в его душе ощущение единства, целого и частицы, бессмертного существования духа и материи.

Вопросы и задания к уроку:

1) Расскажите о ваших первых впечатлениях от бескрайнего поля.
2) Какие вы знаете цветы и травы? Какой цветок (трава) вам наиболее дорог? Передайте словами запахи поля.
3) Видели ли вы море? Какая в нем вода (по цвету, воздействию на тело...)? Опишите море в солнечный день, вечером, ночью. во время бури и полного спокойствия.
4) Какие моря и океаны вы знаете? Дома найдите их на карте. В чем смысл названия Черного и Белого морей?
5) Что вы знаете о животном мире полей и морей?
6) Подберите слова по типу:
полевые цветы морская волна
полевые дороги морские камни
7) Образуйте множественное число от слов поле, море, небо. Подберите к ним определения по типу: бескрайние поля, южные моря, прозрачные небеса...
8) Составьте устный рассказ по одной из тем: "Русское поле", "Как я собирал полевые цветы", "Морской шторм", "Мой отдых на море". Попробуйте через рисунок передать ваше отношение к полю, к морю.
9) Дома или в библиотеке подберите стихотворения русских поэтов о поле и море. Одно из них выучите наизусть.

Отдельный урок можно посвятить слову НЕБО. Но прежде попросите учеников в течение двух-трех дней понаблюдать за небом. Сам урок может проходить на воздухе или у окна. Главная цель подобных уроков — вместе с ребенком пережить радость открытия красоты неба. Во время урока можно использовать картины А. Куинджи, И. Левитана, Ф. Васильева, Н. и С. Рерихов, музыкальные фрагменты русских и зарубежных композиторов, художественные фотографии с изображением неба.Люди по-разному могут относиться к восприятию неба: одни за всю свою жизнь так и не почувствуют его поэзии, другие едва прикоснутся к ней, третьи, устремив свой взгляд в небо, найдут в его изменчивости постоянство своей души.

Но хотелось бы другого — каждому человеку, входящему в жизнь, дать ощущение пространственной высоты, направить его взгляд в небо, чтобы он навсегда запечатлел в себе бессмертную связь с мирозданием в целом.

К сожалению, большинство людей упираются зрачками в землю, не в землю, а в пустое пространство, не замечая, как зеленый листочек тянется к свету, как тихая ночь одаряет свежестью и прохладой уставшее от летнего зноя поле. Вместе с ребенком надо посмотреть ввысь, пережить с ним минуты восторга от красоты высокого и прекрасного неба. Тогда меньше в ребенке будет зла и корысти, жестокости и насилия над живым. Небо врачует душу. Душа сродни небу. Спросите детей, как они понимают выражения "небесная душа", небесные черты.


Вопросы и задания к уроку:

1) Небо и нёбо — случайно ли совпадение?
2) Попробуйте образовать новые слова от слова НЕБО — небосвод, небожитель, небоскреб и т. д.
3) Предложите ученикам осуществить поиск слов-спутников к слову НЕБО — чистое, прозрачное, холодное, высокое, лучезарное и т. д.
4) Размышление на тему "Мое небо''. Рисунок акварелью или устный рассказ по теме "Вечернее небо".
5) Образ неба в русской литературе (А. Пушкин "Туча", Ф. Тютчев "Молчит сомнительно Восток", "В небе тают облака", М. Лермонтов "Люблю я цепи синих гор..." (отрывок), А. Майков "Поле зыблется цветами...", И. Никитин "В небе радуга сияет").

Л. Толстой. Отрывок из рассказа "Набег":
"Большая часть неба покрылась длинными темно-серыми тучами: только кое-где между ними блестели яркие звезды. Месяц скрылся уже за близким горизонтом черных гор, которые виднелись направо, и бросал на верхушки их слабый и дрожащий полусвет, резко противоположный с непроницаемым мраком, покрывшим их подошвы. В воздухе было тепло и так тихо, что казалось, ни одна травка, ни одно облачко не шевелились. (...) Природа дышала примирительной красотой и силой. Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственнейшим выражением красоты и добра".

6) В мире поэтических грез. Выразительное чтение стихотворения М. Лермонтова "Небо и звезды". Размышление над содержанием стихотворения: понятие о сравнении, противопоставлении; поиск ответов на вопросы — почему вечернее небо и далекие звезды сравниваются со счастьем ребенка, в чем смысл противопоставления "Звезды и небо! — а я человек!..", что отличает человека, восхищающегося небом и звездами, от других людей? Задание на дом: выучить это стихотворение наизусть, подумать над вопросом "Почему душа человека тянется к небу и звездам?"

 

НАВЕРХ


III. Забытые буквы

На с. 21 дети встретятся со словом МИР. Великое, загадочное, многозначное слово. Настолько глубоко оно по содержанию, что в прошлом имело двоякое написание — с буквой «и» и с буквой «i”. Первая в старославянском языке обозначала число "8" (и восьмеричное), вторая — число 10 (и десятеричное). После революции 1917 года наряду с буквами (фита), (ижица), (ять) исключена из алфавита была и буква i десятеричное, а вместе с ней сузилось и понимание слова "мир". Но душа человека жива памятью. Проходит время, и воскресают в ней забытые написания слов, забытые символы, великие вопросы жизни. Такова судьба и слова МИР.


Вопросы и задания к уроку:
1) Подберите слова-спутники к слову МИР, объясните смысл выражений: Мир звезд, звуков, чувств, любви, природы... Что лежит в основе понятия МИР? (согласие, единение, взаимосвязанность всего и вся...)


Мiр

Вселенная; наша Земля, земной шар;
весь свет, все люди, весь род человеческий;
община — общество крестьян, их сходка,

Примеры: Мiр — золотая гора,
На мiру и смерть красна. Жить
в мiру (в свете, в суетности). В
мiре, что в море. Мiр, Бог на помощь!

Мир


Отсутствие ссоры, вражды, не согласия, войны;
лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, тишина, покой, спокойствие.




Примеры: Мир дому твоему.
Принять с миром. Мир в душе.
Мирная беседа. Заключить мир-
ный договор и т. д.

 

Если ученики затрудняются ответить на этот вопрос, предложите им подумать над несколькими жизненными ситуациями: "Ссора с мамой", "Обидел друга", "Примирение после драки", "Злой поступок", "Звездное небо", "Что такое война?”
2) Подберите слова-спутники по типу: а) светлый мир, вечный мир, иной мир... б) жить в мире, любить мир... в) мировая война, мирный договор...
3) Как вы понимаете слова и словосочетания: миротворец, всемирный потоп, мирный (смирный) человек?
4) Поясните смысл русских пословиц и поговорок, выберите одну из них для составления дома устного рассказа.


Мир — велик человек; мир —великое дело.
Мир тонок, да долог.
С миром и беда не убыток.
В мире жить — с миром быть.
Всякая ссора красна мировою.
С людьми мирись, а с грехами борись.
Миром и горы сдвинем.


5) Прочитайте с детьми два ниже публикуемых стихотворения, в которых раскрывается отношение человека к миру, поставьте перед ними вопросы — Какое настроение вызывает знакомство с этими текстами? Как они понимают смысл каждого из произведений? Каким предстает Бог в каждом из стихотворений?
Предложите детям выучить наизусть одно из стихотворений.

О печальный мир, скажи мне,
В чем твоя сокрыта тайна?
Что ты гонишь человека
И гнетешь необычайно?
Ты ведешь его откуда
И смешаешь где с землею?
Только Бог один заступник
Всем, отвергнутым тобою!

(Шота Руставели. Из "Витязя в тигровой шкуре" (сказание 16).


Расцвел весь мир, как вешний сад,
И всяк живущий в мире рад,
Все Господа благодарят:
Его глагол — всему начало.
Вновь прилетели в отчий край
И соловей и попугай,
И, превращая землю в рай,
Их песнопенье зазвучало.
Простор лугов и склоны гор
Покрыл затейливый узор —
Раскинулся цветов ковер,
И вся земля возликовала.

(Ованес Тлкуранци. Из стихотворения "Земля подобна раю стала...").

 

НАВЕРХ

IV. Вечное слово

На той же странице, где рядом со словом МИР встречается и другое слово, не менее, а более загадочное, нежели слово МИР. Это слово — БОГ. До революции оно писалось с "Ъ" — БОГЪ. Начните разговор об этом слове с объяснения норм произношения буквы «Г» в русском языке. Через ряд упражнений дайте ученикам почувствовать различие между «Г взрывным» и «Г фрикативным». После этого поясните детям, что единственное исключение в нашем языке связано со словом БОГ. Вместо «Г взрывного» мы произносим «Г фрикативное».

В Толковом словаре В. И.Даля находим следующее истолкование этого слова: "БОГЪ. Творец. Создатель. Вседержитель. Всевышний. Всемогущий. Предвечный. Сущий. Господь. Предвечное существо. Создатель Вселенной". При работе с этим словом надо помнить, что никакие определения, объяснения не раскрывают в полном объеме содержание этого понятия. Урок нельзя превращать в рассуждение о Боге. Урок целесообразно построить на личных ощущениях учеников, с обращением к их собственному опыту. Лейтмотивом урока может стать мысль о вечном и прекрасном начале всего и вся, о некой высшей силе, которая разлита во Вселенной и есть в каждом человеке.

Вопросы и задания к уроку:
1) Есть ли в твоей семье верующие люди? Как они говорят о Боге? Веруешь ли ты сам в Бога? Как ты Его ощущаешь в себе? Предложите детям разговор о Боге в семейном кругу.
2) Чем Бог проявляется в человеке? Могут быть разные ответы, но один из вариантов – Бог входит в нашу жизнь через ЛЮБОВЬ. Приведите несколько примеров из священных текстов, житийной литературы, из самой жизни. Попросите учеников привести свои примеры.
3) Божественные мотивы в живописи и архитектуре. При этом важно сохранить чувство меры. Пусть это будет две-три репродукции. Одну из них можно предложить для созерцания в сопровождении божественной музыки – для созерцания, а потому не должно быть никакой спешки, никаких сопутствующих слов. Слова, если они возникнут в душе ребенка, придут позже.
4) Чтение стихотворения Д. Мережковского "БОГ"

О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир. Твой вечный храм,
И ночь. и волны, и зарю...
Пускай мученья мне грозят,—
Благодарю за этот миг,
За все,. что сердцем я постиг,
О чем мне звезды говорят...
Везде я чувствую, везде
Тебя, Господь,— в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
II в глубине моей души.
Я Бога жаждал — и не знал;
Еще не верил, но, любя,
Пока рассудком отрицал.—
Я сердцем чувствовал Тебя.
И Ты открылся мне: Ты — мир.
Ты — все. Ты — небо и вода...
Ты — голос бури, Ты — эфир,
Ты — мысль поэта. Ты — звезда...
Пока живу — Тебе молюсь.
Тебя люблю, дышу Тобой,
Когда умру — с Тобой сольюсь,
Как звезды с утренней зарей.
Хочу, чтоб жизнь моя была
Тебе немолчная хвала,
Тебя за полночь и зарю,
За жизнь и смерть — благодарю!..

Выясните, как дети поняли это стихотворение, что они могут сказать об авторе, насколько близки им слова благодарения, спросите у них, может ли человек жить без Бога. Не торопите их с ответами. Сравните поэтическую молитву Мережковского с молитвой из Евангелия «Отче наш». Предложите им выучить наизусть стихотворение и молитву. Обращение к Богу, божественный глагол помогают человеку преодолеть трудности, возвышают его душу, напоминают о том, что добро неизмеримо сильнее зла.
В языке много слов, но почему только некоторые из них мы называем вечными?
5) Образуйте новые слова от слова БОГ по типу Божий (ья, ье, ьи), Божеский, Божественная, Богоподобный.
Подберите к ним слова по типу Божий человек. Божья воля...

 

НАВЕРХ


V. От слова к рассказу

Ряд лексических сводов дают возможность из входящих в них слов составить целостный рассказ. Скажем, со словами трава,.ключи, грачи, земля, весна, грабли, пчела (с. 25) дети могут подготовить сочинение '"Начало весны", со словами дождь, грязь, грусть -устный рассказ "Дождливый день". Причем важно, чтобы сами ученики осуществляли отбор слов по теме. данной учителем. В дальнейшем ученики самостоятельно придумывают .ему тему для своего сочинения.

В лексических сводах встречаются синонимы, антонимы, омонимы, имена людей. Все это становится предметом изучения, но и в этом случае надо помнить о тайне слова, выходить на уровень глубоких раздумий, через работу над словом обращать к культуре чувства, пробуждать желание к самостоятельному восприятию слова и использованию его в речевой практике ("Жизнь — Смерть". "Русь — Царь". "Иисус и другие библейские имена", "Моя семья", "Брат — Братство" и т. д.).

Лексические своды связаны с пословицами, загадками, рассказами, помещенными обычно на той же странице, что и лексический свод. Обнаружение этих связей — искусство учителя, ученика.
Обратимся к страницам 33 - 35. Они включают в себя лексический свод, связанный с осмыслением и написанием мягкого знака, пять пословиц и два текста: "Мышка грызла пол..." и "Лисица позвала журавля на обед". Попытаемся выстроить логику уроков, содержащую в себе указание на взаимосвязанность явлений, как сущностных, так и грамматических.



Вопросы и задания к урокам:
1) Чтение и осмысление мягкого знака в конце слова.
2) Поиск слов-синонимов в лексическом своде (грусть, скорбь).
3) Отыскание различия в значении слов "честь", "спесь".
4) О происхождении слова "князь". Одни ученые считают, что оно пришло к нам из глубокой древности, как слова мать, дочь, хлеб. Другие полагают, что слово вошло в наш язык вместе с приходом Рюрика. Князь — восточнославянская форма немецкого слова "Кuning". Князем назывался носитель верховной власти на Руси (IX — XI века). Великий князь — с середины XI в носитель верховной власти, князь киевский, старший над всеми другими князьями, управлявшими своими княжествами. В дальнейшем титулом князя наделялись наиболее знатные люди Отечества, имеющие родство с членами царской семьи.
5) Поиск слов, противоположных по смыслу (жизнь — смерть), понятие об антониме. Беседа о словах ведется на основе знаний детей, полученных на уроках "Чаша жизни" по теме "Жизнь. Смерть. Бессмертие ".
6) Поиск слов, вызывающих у детей определенную эмоциональную, оценочную окраску.
7) Вопросы и задания к тексту "Мышка грызла пол...":
— Найди слова, заканчивающиеся в конце мягким знаком.
— Выдели слово, которое свидетельствует об отношении автора к ситуации (брюхо), насколько оно сочетается с другим словом "мышка", в чем смысл этого сочетания?
— Подумай, бывал ли ты жадным, какие чувства при этом испытывал?
— К чему приводит жадность? Как бороться с этим пороком?
— Какая из пословиц на той же странице наиболее подходит к содержанию рассказа?
— Если бы ты был писателем, как бы ты продолжил историю о мышке?
8) Вопросы и задания к пословицам:
— Придумай жизненную ситуацию на тему "Локоть близок, да не укусишь".
— Объясни смысл противопоставления "свой" — "чужой".
— Может ли какая-либо небольшая трудность помешать большой работе?
— Что такое предусмотрительность? Бывали ли вы в ситуации, когда вам чего-либо чуть-чуть не хватало?
9) Вопросы и задания к тексту "Лисица позвала журавля":
— Какие пословицы (с. 33) можно было бы взять эпиграфом к тексту?
— Что ты испытываешь, когда идешь в гости к другу?
— Искренни ли были в своих поступках лисица и журавль?
— Почему лисица и журавль, побывав в гостях друг у друга, не получили удовольствия?
— Какую цель преследует приглашающий?
— Представь, что ты пригласил в гости друга...

В "Азбуке Льва Толстого" особое место занимают пословицы и поговорки. Многие из них вызывают затруднения в процессе работы над раскрытием их содержания. Преодолению трудностей способствует понимание, что каждая из пословиц должна стать фактом жизненных раздумий и жизненного опыта ребенка. Вот некоторые из примеров.

Юность не грех, старость не смех. Почему в юности человек совершает много ошибок? Уважение
к старости. Всегда ли ты следуешь этому завету.

Век пережить — не поле перейти/ Расскажи о трудностях и печа лях твоей жизни. Что тебя ждет
впереди? Составь рассказ о че ловеке, прожившем большую и трудную жизнь.

Тонко прясть, долго ждать/ Можно ли важную работу делать тяп да ляп. Приведи примеры, когда требуются от тебя усердие, кропотливость, терпение.

Заря деньгу дает. Раньше встанешь больше дня.
Рано ли ты встаешь? А твои родители, родственники? Как ты
хотел бы распределить свое время?

Жил-был молодец: дома не видал веселья, ушел на чужбину — заплакал. Предложите детям развернуть
пословицу в рассказ и ответить
на вопрос, в каких случаях и
почему у человека не складывается
жизнь.

Голенький ох, а за голеньким Бог Определить различие слов "голый – голенький". Каково значение
слова "голенький" в контексте по словицы. Раскрыть смысл еван гельских слов "Блажены нищие духом". Притча о бедном и богатом. Сказка "Морозко".

Это только цветочки, а ягодки впереди Текст "Пришел раз еж..." Сказка "Морозко". Прямой и переносный смысл по словицы. Подумать над значением слов "неблагодарность", "нечест ность", "наглость". Составить жизненные ситуации, раскрываю щие значение этих слов. Встречались ли дети с людьми, подводившими их, отвечавшими им на добро злом. Дать характеристику человеку, похожему на ежа (ужа). Подумать над смыслом слова "хорошо" в последних словах ежа.

С молоду дырка, а под старость дыра О пороках, недостатках человека.


Одна голова не бедна, а бедна, так одна Работа над логическим ударением . Поиск главного слова. Значение слова "голова" в контексте пословицы. Голова — умная, талантливая, мудрая, она и одна "сумеет выстроить" свою жизнь. Если нет на плечах головы, тогда судьба человека скудна и жалка.

НАВЕРХ

Рассказ "Пропали деньги у мужика (с. 40).

— Как ты понимаешь слова "вор" и "воровство"?
— Как бы ты повел себя в ситуации, если бы знал, что перед тобой вор? Что защищает человека от воровства и других дурных поступков?
— Говорят: "Спровоцировать ситуацию". Что это такое и оправдана ли провокация в ситуации, описанной в рассказе?
— Хитрость и простофильство... Как эти слова связаны с понятиями ума и глупости?
— Почему один мужик перехитрил другого?
— Что может чувствовать человек, уличенный в краже или во лжи?
— Подумай над смыслом русских пословиц о воре и воровстве:
Украсть — в беду попасть.
Вор ворует, а мир горюет.
Воры не родом ведутся, а кого бес свяжет.
Краденое порося в ушах визжит.

"В одном доме жили..." (с. 41).

— Скука и тоска. Что общего и различного в этих словах? Когда и почему тебе бывает скучно? тоскливо? Объясни выражение "напала тоска". (Общее: внутреннее неблагополучие, недовольство жизнью; различие: скука — от безделья, пресыщенности, тоска — от одиночества, печали...)
— Дайте характеристику героям рассказа - богачу и портному.
— Почему портной возвратил деньги барину?
— Ты отказался бы от любимого дела ради богатства?
— Совместимы ли талант и богатство?


"Мышка вышла гулять" (с. 46).

— С помощью каких слов воссоздается внешность и характер петуха? кота?
— Почему мышка оказалась в дураках?
— Что помогает избежать подобных ошибок в жизни?
— Случалось ли с вами такое, когда по незнанию вы совершали ошибку?
— Разыграйте сценку по ролям.

"Один царь строил себе дворец" (с. 50-51).

— Перед знакомством с рассказом учитель предлагает детям спросить у родителей, есть ли в доме традиции, памятные вещи, переходящие из поколения в поколение; подготовить устный рассказ (рисунок) о своей любимой игрушке (домашнем уголке); подумать над вопросом — почему для некоторых людей деньги превыше доброго поступка?
— Хорошее ли дело задумал царь?
— Почему мужик не захотел продать гнилую избушку?
— Как следует понимать слова "память", "воспоминание", "поминание"? Какие родственные слова можно подобрать к этим словам?


— Как бы вы поступили на месте мужика?
— Что вы можете сказать о министре? Хороший он человек? Что для него главное в жизни? (богатство, деньги)
— Хотели ли бы вы быть богатым?
— А когда быть богатым плохо?
— Найдите общее и различное в словосочетаниях "богатый человек", "богатая натура", "богатство природы".
— Хорошее дело задумал царь? Желательно показать детям дворцы и парки, включить прекрасную музыку, потом спросить у них, какие чувства вызвало увиденное и услышанное, какими словами можно это описать?
— А совместимы ли красота и зло? После ответов детей можно обратиться к фрагменту стихотворения Н. А. Некрасова "Размышление у парадного подъезда".
— Раздумье над проблемной ситуацией: Катя построила из кубиков чудесный дворец. Пришел Вася, увидел дворец, и ему очень захотелось самому построить дворец, может быть, еще лучше. Но у него кубиков нет. Как поступит Вася? Как поступит каждый из уче-ников?
— В чем же правда царя? (Он не захотел достичь благородной цели с помощью зла; возможны другие варианты ответов)
— Задание на дом: поискать вокруг себя примеры, когда красота и зло оказываются рядом, когда красота и добро дополняют друг друга.

НАВЕРХ

Хозяин хотел../' (с. 52)

— Кого в классе вы могли бы назвать хозяйственным человеком? Почему? Встречали ли вы в жизни хозяйственных людей? В чем их особенность?
— Можно ли назвать работу хозяина важной и нужной? Почему же она оказывается бесполезной?
— С какой интонацией звучит в тексте слово "хозяин"?
— Переливать из пустого в порожнее. Как эта мысль связана с содержанием притчи? Подобрать другие пословицы на тему бесхозяйственности или, напротив, хозяйственного подхода к делу.
— Бесхозяйственность. В чем ее причина?
— Понятия "хозяйственность", "хозяин".

"Худой волк..." (с. 54)

— "Трудно людям службу служить". На какой службе ты хотел бы видеть себя? Какими качествами при этом ты должен обладать? Какие знания тебе потребуются?
— "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Как вы понимаете эти слова?
— Ваше отношение к жирной собаке и худому волку. Какой образ жизни тебе больше по душе?
— Как ты понимаешь слова волка "Пускай не так жирен буду, да на воле"? Что такое воля (свобода)?
— Хотел бы ты быть свободным, но знать при этом, что ради нее тебе предстоит претерпеть много страданий?

"Белка прыгала с ветки..." (с. 57)

— Приведите примеры из собственной жизни, когда вы были злы и несправедливы.

— С кем бы вы предпочли иметь дело — с добрым дураком или умным злодеем? Предложите другой вариант... |
— Веселье и скука. В чем причина этих явлений? Когда у вас на душе светло, а когда вас одолевает скука?
Почему в произведении скука связана со злом, веселье — с добром?
Злость сердце жжет". А что еще может жечь сердце?
— Как ты понимаешь, что такое поэзия радости?

"Тетерев сидел на дереве" (с. 62)

— С помощью каких слов (какой интонации) раскрывается характер лисицы? Какие слова свидетельствуют о намерении лисицы? Выделите слова с ласкательной интонацией.
— "Лесть без зубов, а с костями съест" (с. 49). Раскройте смысл пословицы через содержание текста.
— Как изменяется речь лисицы? В чем причина изменения?
— Почему обман лисицы не возобладал?
— Что защитило тетерева от лести и обмана лисицы?
— Кто из героев оказался более мудрым (хитрым) и почему?
— Встречались ли вам в жизни подобные ситуации?
— В чем жизненное кредо (позиция, взгляд) тетерева и лисицы?

"Орел свил на дереве гнездо" (с. 65)

— Что самое важное в дружбе? Есть ли у тебя друг?
— Ссорился ли ты с ним и из-за чего? Что мешает быть хорошим другом?
— Почему кот задумал погубить орлят и поросят? Как это он сделал?
— Обман и клевета. Определить общее и различное в содержании этих слов.
— Почему свинья и орел поверили коту (доверчивость?)?

НАВЕРХ



ТАЙНА СЛОВА

I. Загадочное слово

II. Через слово к сферам бытия

III. Забытые буквы

IV. Вечное слово

V. От слова к рассказу

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ по предметам «Азбука Льва Толстого» /1 класс/ и «Круг чтения» /2-4;5-9 классы/ (Анна Шадская)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. "АЗБУКА ЛЬВА ТОЛСТОГО" /1 КЛАСС/ и "КРУГ ЧТЕНИЯ" /2-4; 5-9 КЛАССЫ/ (Анна Шадская)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО УЧЕБНЫМ ПОСОБИЯМ "АЗБУКА ЛЬВА ТОЛСТОГО" /1 КЛАСС/ И "КРУГ ЧТЕНИЯ" /2 – 4 КЛАССЫ/ (Анна Шадская)

 

В начало
 

Учитель. Педагог-исследователь:

Азбука Льва Толстого
Круг чтения
Чаша жизни
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд
История развития человечества
Деятельность по интересам
Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Воспитатель дошкольного учреждения

Педагог-исследователь детских домов и учреждений интернатного типа

Психолог

Опыт работы

 

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы