Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Школа учителя

 

Учитель. Педагог-исследователь:
Деятельность по интересам

ПРОГРАММА КЛУБА
«МИР МУЗЕЯ»
ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЯСНОПОЛЯНСКОГО ДЕТСКОГО ДОМА
(Автор – В. В. Кузьмина,
научный редактор – Т. Т. Бурлакова)

Пояснительная записка
Обоснование основных идей программы

В настоящее время, когда педагогическая концепция общества принципиально переосмысливается, основное значение в детской педагогике приобретают идеи гуманитаризации и гуманизации образования и воспитания, приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, обогащения его духовного мира.

В многообразном процессе освоения ребенком культуры музей занимает особое место. Одной из основных функций музея с момента превращения его в общественный институт стала образовательно-воспитательная функция. Благодаря открытости и доступности музей создает особые условия для педагогического воздействия на аудиторию. Особенностью его является общение через музейный экспонат-подлинник, находящийся в центре педагогического процесса. Эта специфика музея определяет и многообразие педагогических форм и методов.

С 1980-х годов в среде музееведов нашей страны начал распространяться термин «музейная педагогика», пришедший к нам из Германии, где при министерстве культуры в 1963 г. была создана группа «Школа и музей», с 1966 года получившая название «Рабочая группа музейной педагогики». Главной ее задачей стала организация работы музеев со школьниками и взрослой аудиторией, а также проведение научных исследований. Вскоре деятельность группы получила высокую оценку и признание Международной ассоциации музеев (ИКОМ).

Отечественные музеи имеют огромный опыт общения с посетителями разного возраста, но только с 80-х годов, с изменением общей концепции общества, стала меняться и образовательная концепция музея, начался процесс формирования новой научной дисциплины – музейной педагогики, находящейся на стыке музееведения, педагогики и психологии.

Музей в современном обществе – не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности. Музей, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребенка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой совокупность средств передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.

Именно музей призван помочь детям открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями.

У музея есть свой путь, свои возможности воздействия на человека, своя образовательная задача – формирование ценностного, личностного, эмоционально окрашенного отношения к культурному наследию и миру в целом.

Взаимодействие детского учреждения и музея в значительной степени усиливает эффект усвоения новых культурологических дисциплин и вносит важный воспитательный момент в культурологическое воспитание.

НАВЕРХ


Занятия в музее глубже и основательней затрагивают духовный опыт ребенка, воздействуют на самосознание и сознание, расширяют кругозор и подготавливают к более глубоким оценкам тех феноменов культуры, которые не соответствуют привычным, опирающимся на повседневный опыт ценностным ориентациям.

Музей как социальная память общества, как определенный срез культуры, как окно в прошлое и в окружающий мир дает мощный стимул для формирования и развития личности ребенка, усиливает отдельные грани воспитания и значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом, формируя механизмы самостоятельной зрелой оценки неизвестных ранее или не отождествленных с привычными установками ценностей иной культуры, исторических пластов духовного опыта человечества.

Музей как способ познания мира содержит огромный потенциал для личностного развития детей. Он более успешно, чем школа, способен решать целый ряд задач. Среди них – приобщение ребенка к русской и мировой культуре, развитие его визуальной грамотности, образного и ассоциативного мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы.

Музейно-педагогический процесс обеспечивает приобретение ребенком целого ряда умений и навыков развитого визуального мышления, изложения и оценки, самостоятельных суждений, интерпретации зрительных образов в условиях возрастающего потока визуальной и другой информации.
Другой аспект проблемы – формирование у ребенка единства познавательного, эстетического и действенно-практического начал. Акцент на последнем особо важен: он связан с процессом перехода от созерцания красоты к ее активному воплощению в различных формах жизнедеятельности ребенка. В приобретении ребенком навыков творчески активного отношения к миру музею отводится огромная роль.

Особенно актуальной сегодня становится и проблема памяти поколений, традиций, превращения каждого образовательно-воспитательного учреждения в музейный объект. Такая постановка проблемы создает в мире ребенка взаимосвязь прошлого – настоящего – будущего.
Особый смысл взаимодействие музея и системы образования приобретает в условиях цивилизации XX–XXI века, когда идет процесс, определяемый культурологами и философами как формирование «второго осевого времени». Сопровождаемый болезненными явлениями: разрушением духовных ценностей, «крушением гуманизма», снижением этических мотиваций, изменением нравственных ориентиров, распадом семейных традиций,– он отрицательно влияет на внутренний мир ребенка. Возникающую потребность в дополнительных источниках восстановления гармонии с миром может в значительной мере удовлетворить музей – уникальное историческое, культурное, нравственное, природное, художественное пространство, обладающее огромными компенсаторными и адаптационными возможностями.

Особенно это важно в работе с «проблемными» детьми. К этой группе детей в первую очередь относятся воспитанники детского дома, имеющие серьезные проблемы в личностном развитии: в развитии интеллекта, нравственности, самостоятельности (силы личности). Так, результаты исследования, проведенные в Яснополянском детском доме, свидетельствуют, что для воспитанников среднего школьного возраста характерны сниженные духовно-познавательные потребности и эстетическая восприимчивость, ранимость, обидчивость, уязвимость личности, снижение терпимости к ошибкам и недостаткам других, снижение мотивации достижения и успеха, высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, трудности адаптации, склонность к психосоматической патологии и др. В этой ситуации музей выполняет функцию арттерапии и коррекции. Занятия в музее с данной категорией детей используются для восстановления психического единства личности. В музее происходит смена привычной обстановки, ребенок переключается на активную творческую деятельность, в которой способен выразить свои скрытые проблемы. «Очищение» через творчество освобождает ребенка от болезненных переживаний, психоэмоционального напряжения. Особую роль в этом играют художественные музеи и экспозиции. Общение с работниками музея, его экспозициями – это средство, помогающее реализации позитивных изменений на пути развития личности. Включая ребенка в глубокое и многогранное познание художественной реальности музея, обогащенное опытом чувственного восприятия предметного мира; открывая и приводя в действие резервы творческой и общественной деятельности детей, арттерапия помогает формировать у них способность к общению и повышает их адаптивные навыки. Музей в данной ситуации становится инструментом адаптации ребенка к окружающему миру.

НАВЕРХ


Особую роль музей играет в жизни воспитанников Яснополянского детского дома, который расположен в непосредственной близости к международному музейному центру – Музею-усадьбе Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». С момента создания детского дома в 1948 г. яснополянские музейные экспозиции всегда успешно включались педагогами в воспитательный процесс. Однако системы работы в этой области не существовало. Данная программа представляет собой первый опыт научного и системного осмысления проблемы взаимодействия музея и детского дома.

Программа разработана в рамках концепции развития детского дома и эксперимента «Школа Л. Н. Толстого». Базовая идея эксперимента – создание условий для формирования нравственной и физически здоровой личности ребенка, способной в дальнейшем к творческой деятельности (которая должна быть основана на его способностях и возможностях, связана с профессиональной ориентацией), обладающей культурой общения с миром и окружающими людьми, имеющей необходимые для самостоятельной жизнедеятельности навыки социального опыта.


Цели и задачи программы


Главной целью программы является разрешение проблем личностного развития воспитанников.

Задачи программы:
– приобщение воспитанников к русской и мировой культуре;
– развитие духовно-познавательных потребностей детей;
– развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости;
– развитие мотивационной сферы (эстетической, этической, познавательной мотивации);
– развитие коммуникативных навыков;
– расширение «среды обитания» воспитанников;
– развитие музейной культуры и визуальной грамотности;
– профессиональное просвещение и профессиональная ориентация детей.

НАВЕРХ


Тематика программы


Тема 1. Что такое музей?
Тема 2. Наблюдение действительности.
Тема 3. Прекрасное в обычном.
Тема 4. О чем говорят вещи.
Тема 5. Мир глазами художника.
Тема 6. Что такое коллекция.
Тема 7. Крупнейшие музеи мира.
Тема 8. Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна».
Тема 9. Как учился Л. Н. Толстой. Цикл бесед, экскурсий и творческих занятий:
– Первые автографы Левушки. Журнал «Детские забавы».
– Как учились дети в семье М. Н. Волконской и Н. И. Толстого. «Дневник воспитания Николеньки».
– Любимые книги Левушки.
– В Казанском университете.
– «Правила жизни» Л. Н. Толстого.
Тема 10. В семье Толстых:
– Родословная семьи Толстых.
– Музыка и живопись в семье Толстых.
– С. А. Толстая – хранительница семейного очага.
– Семейные праздники: традиции семьи Толстых.
– Гости Ясной Поляны.
– Дети Л. Н. Толстого.
– Воспитание в семье Толстых.
Тема 11. Знакомимся с трудом взрослых. Цикл экскурсий по Ясной Поляне:
– Сады и парки музея. Рабочие парка и сада.
– Хозяйственная деятельность Л. Н. Толстого. Житня, рига, гумно.
– Для чего нужен компьютер современному человеку? Знакомимся с профессией секретаря-референта.
– История Холстомера: профессия конюха.
– Спасатели Ясной Поляны: экологическая служба музея.
– Мы – туристы. Знакомство с работой отдела туризма музея-усадьбы.
– Нужны ли нам плюшкины? Встреча с сотрудниками фондов музея.
Тема 12. Л. Н. Толстой о радости физического труда. Цикл бесед и экскурсий:
– Труд в семье Толстых.
– Хозяйственный двор Музея-усадьбы.
– Пасека в Ясной Поляне.
– Л. Н. Толстой о радости физического труда. «Труд и торжество земледельца».
Тема 13. Путешествие по Ясной Поляне: любимые места прогулок Л. Н. Толстого:
– Абрамовская посадка.
– Калинов луг.
– Старая пасека.
– Грумант.
– Заказ.
– Елочки. Любимая скамейка Л. Н. Толстого.
Тема 14. Мир в красках. Цикл экскурсий по художественным музеям и экспозициям:
– О чем говорит искусство. Язык искусства.
– Что такое живопись? Тульский областной художественный музей.
– Иконопись. Высоцкий монастырь г. Серпухова.
– Ясная Поляна в творчестве русских художников.
– Государственная Третьяковская галерея.
– Музей изобразительных искусств им. Пушкина.
– Музей искусств народов востока.
– Что такое графика? Посещение Тульского областного художественного музея.
Тема 15. Деревня Ясная Поляна: прошлое и настоящее.
Тема 16. «Любовь к родному пепелищу»: Николо-Кочаковский некрополь.
Тема 17. Край наш Тульский:
– Тула – город мастеров.
– Тульский кремль.
– История Тульского края. Тульский краеведческий музей.
– Тула оружейная. Музей оружия.
– Тула самоварная. Музей самоваров.
– Тула пряничная. Музей тульского пряника.
– Филимоновская игрушка.
Тема 17. «Я теперь писатель всеми силами души...» (Л. Н. Толстой). Цикл литературных экскурсий:
– Творческая лаборатория Л. Н. Толстого.
– Литературное творчество семьи Толстых.
– Литературное окружение Л. Н. Толстого.
– Музей В. В. Вересаева.
– Государственный музей Толстого в Москве.
– Музей-усадьба Л. Н. Толстого в Хамовниках.

НАВЕРХ

III. Принципы программы


1. Принцип системности.
2. Принцип гуманистической системы воспитания, означающий, что интересы, потребности и проблемы личностного развития ребенка являются приоритетными при реализации программы.
3. Принцип непрерывности, последовательности и преемственности, при которых каждая из подпрограмм опирается на полученные ранее знания и подготавливает к новой ступени в освоении культурного наследия.
4. Принцип вариативности и многообразия, предполагающий реализацию различных подпрограмм, создающих условия для индивидуального выбора ребенка.
5. Принцип результативности и эффективности, что выявляется с помощью психологических, педагогических и социологических исследований.


IV. Основные методы работы


Программа предусматривает использование следующих методов в работе с детьми:
– метод сотворчества;
– метод психологической адаптации (подготовки ребенка к восприятию нового материала, выработки «непосредственного отношения к явлениям жизни, требующего свободы ребенка» (Л. Н. Толстой));
– моделирование проблемных ситуаций на основе опыта и интуиции ребенка, их осознание и разрешение;
– метод эмоциональных опорных сигналов;
– «погружение» в прошлое;
– театрализация;
– игровой метод;
– рассказ, беседа, дискуссия;
– метод творческих возможностей и др.


V. Основные формы работы


Основной формой работы по реализации программы являются экскурсии по музеям, выставкам, экспозициям; творческие занятия в детском доме и в музеях, коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музее; музейные игры и театрализации, встречи с музейными специалистами и коллекционерами, оформление детских выставок и экспозиций, участие в работе музея детского дома и др.


VI. Материально-техническое


обеспечение программы
Программа предусматривает широкое использование технических средств обучения и воспитания: видеофильмов, диафильмов и слайдов по музейной тематике; использование альбомов, репродукций и литературы по тематике программы, комплекта материалов для творческих работ (кисти, краска, бумага и т. д.).


VII. Сроки и этапы реализации программы


Действие программы носит долгосрочный характер. Программа рассчитана на несколько лет и предусматривает дальнейшее расширение тематики, разработку и совершенствование новых педагогических технологий.


VIII. Новизна программы


Новизна программы состоит во включении в воспитательный процесс детского дома музейно-педагогической тематики и музейно-педагогических технологий, в создании системы приобщения ребенка к музейной культуре, в создании новых условий для творческого развития детей, в расширении воспитательной среды детского дома, в создании эмоционально насыщенной и развивающей «среды обитания» воспитанников.

НАВЕРХ

В начало
 

Учитель. Педагог-исследователь:

Азбука Льва Толстого
Круг чтения
Чаша жизни
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд
История развития человечества
Деятельность по интересам
Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Воспитатель дошкольного учреждения

Педагог-исследователь детских домов и учреждений интернатного типа

Психолог

Опыт работы


продвижение сайта в туле

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы