Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Школа учителя

 

Учитель. Опыт работы.


Счастье видеть мир и рассказывать о нем
(
Петрыкина Галина Петровна)
Гуманитарная направленность в изучении математики
(Чернова Любовь Николаевна)
Психологические аспекты ненасильственного воспитания личности
(Триколич Наталия Васильевна)

 

Счастье видеть мир и рассказывать о нем.
скачать работу полностью.
/ из опыта работы по гармоничному содержанию научного и художественного познания мира, по развитию речи учащихся/

Петрыкина Галина Петровна,
учитель начальных классов МОУГ № 4
(муниципального общеобразовательного учреждения- гимназии № 4) –
Федеральной экспериментальной площадки «Школа Л.Н.Толстого»
Электронный адрес : inmacomail@mail.ru;


Л.Н.Толстой отмечал, что человек рождается как бы дважды: сначала физически, потом духовно. Второе рождение связано с морально-эстетическим преобразованием человеческой натуры. В нравственно-очищающей и возвышающей душу красоте природы писатель видел живую радость, источник человеческого совершенствования, вдохновляющую силу творчества.

«Красота ослепляла меня,- писал он,- и мгновенно, с силой неожиданности действовала на меня… Я чувствовал как будто физическое впечатление, как красота вливалась через глаза мне в душу… Тотчас же мне хотелось любить. Я даже чувствовал в себе любовь к себе и жалел о прошедшем, надеялся на будущее, и жить мне становилось радостно, хотелось жить долго-долго…»

Как научить детей отзываться на великолепие природы, проникаться ее смыслом и гармонией, чтобы состоялся вдумчивый, многозначительный разговор с природой?

Л.Н.Толстой одной из возможностей считал раскрытие творческих сил ребенка.
Природа – это могучий источник творческих сил. Небо, усеянное звездами; вечно шумящее, бесконечное море; заоблачные вершины гор, чуткая тишина лесов. Все это наша родная природа. Очень важно дать ребенку возможность побывать наедине с природой, когда в его душе рождается изумление перед ней.

Чувства, которые вызывает природа, отношение к ней ребенка - основа приобретения личностного опыта и основа самосозидания. Но воспринимать природу - не значит просто смотреть и слушать. Это особый труд души, напряженная работа чувства и мысли.
Что же происходит с ребенком в результате общения с природой? Преобразует ли оно его внутренний мир и если преобразует, то как?

Огромно влияние красоты природы на личностное развитие человека. Эстетическое отношение к ней создает в человеке особый дух согласия с самим собой, единения с миром, стремление к духовной красоте в борьбе со злом.

Таким образом, восприятие природы это источник саморазвития личности. Изменяя свое отношение к природе, ребенок изменяется сам как личность. Незнание и пренебрежение перерастают в знание и уважение, восхищение, преклонение, сочувствие, благоговейное отношение к природе.
Для решения проблемы «Природа как источник саморазвития личности» нужна система продуманной конкретной содержательной деятельности при общении с ней.

Важно, чтобы многостороннее раскрытие перед детьми явлений и красоты природы помогло им «раскрыться» самим, их внутреннему миру, нашло бы эмоциональный отклик, дало толчок их чувствам, воображению, мыслям, способствовало их творческому развитию, самовыражению.

Со- творчество- путь, открытый Толстым. Вместе с детьми созерцаем мир, вместе раздумываем о самом сокровенном, вместе осуществляем поиск слов, способных передать наше мироощущение.
Наблюдения за природой учат мыслить среди природы и одновременно правильно называть предметы, явления, их свойства, качества, развивает умение выражать свои впечатления в слове. В результате детская речь становится более богатой, содержательной, связной: дети учатся описывать то, что наблюдали, рассуждать.

Так, наблюдая за осенним листопадом, дети описывают «танец» падающего листка, сравнивая листопад с «золотым дождем», обращают внимание на форму; окраску листьев, читают описание листопада у М.Пришвина; сравнивают свои наблюдения.

Зимой мы ставим в вазу веточку березы. За окном снег - а веточка с зелеными листочками. Спрашиваю ребят: «Какое впечатление произвела на вас эта веточка?» И дети отвечают: « Мы обрадовались, она напомнила нам, что скоро лето, все зазеленеет, будет тепло.». Прошу детей написать сочинения про эту веточку. И дети пишут: «К нам в класс пришла весна. На окне ожила, зазеленела веточка березы Листочки ее маленькие, клейкие, сияют на солнце. Так радостно, когда смотришь на нее!» -Учащиеся останавливают свой взгляд на том, что их тронуло, удивило, вызвало какие-то мысли, чувства. Все это отражается в их дневниках наблюдений.

Наблюдения ведут все, но у всех они разные. Я вижу, как постепенно меняется степень наблюдательности того или иного ученика, она становится тоньше, глубже. В своих дневниках ребята отмечают, где, когда видели радугу, почему они обратили внимание на необычную форму листьев, облаков, снежинок, корней и т.д. И когда мы на уроке слушаем высказывания ребят о самых различных явлениях в природе, замеченных, пережитых детьми, получается неповторимая картина.
Я часто говорю детям: остановитесь, посмотрите на это чудо! Это могут быть березы за классными окнами, птицы, залетевшие на эти деревья, кусочек неба, виднеющегося через их кроны, роса на траве в солнечное утро. Восхищение учителя- это волшебный ключ к душе ребят.

Способность удивляться - исток таланта и знаний. Удивиться форме дерева, цвету неба, стройности былинки, полету пчелы, журчанию речки, сверканию звезд. Удивиться и стараться найти ответ - почему? Все это отзовется в душе человека, породит желание одарить, ответить улыбкой, строчками стихотворений, красками на холсте, песней. А в будущем может быть и новой математической формулой, изобретением, произведением искусства или просто добрым словом, добрым делом.
Учить детей видеть природу, чувствовать ее красоту – задача как будто не сложная. Все дети живут в природе. Они видят лес, поле, речку, цветы. Но, ежедневно видя природу, чувствуют ли дети красоту? Задача учителя - приблизить ребенка к такому моменту, когда рождается чувство благодарности за эти открывшиеся тайны и красоты, осознание себя частицей природы.

Наблюдения за природой, по образному выражению В.А. Сухомлинского, является «путешествием к истокам мышления и речи».

Наблюдения входят в тот духовный фонд, который делает душу ребенка зорче, чувствительнее и это отражается в их сочинениях. Так мальчик пишет: «Вчера целый день шел снег. Снег укрыл землю красивым ковром! Снег творит добро! Он защищает от морозов землю, делает природу красивой, сказочной, праздничной. На солнце или при свете фонарей снег переливается всеми цветами радуги. Приятно смотреть на эту чудесную картину!». А девочка из 2 класса пишет о липе: «Липу я видела в парке. У нее был ствол черный, морщинистый. Ветки росли зигзагами: почка слева - ветка справа. Снег ложился на них и лежал не отрывистыми кустами, а длинными полосками снега. Зимой дерево спит и снится ему сон. Я думаю, ему снится лето, что у него шумят много листьев на ветру и к дереву прилетают птицы. Дереву снится, что вокруг него растут цветы, летают бабочки. Мне жаль было уходить от липы, мне она чем-то очень запомнилась, понравилась. А когда станет совсем тепло, я надеюсь, что зимний сон липы сбудется».

Выготский Л.С. отмечал: «Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного творчества».

С учащимися мы пишем коллективные сочинения, коллективные истории. Коллективное сочинение историй является той ситуацией, при которой снимаются барьеры для творчества. Каждый ребенок чувствует себя его соучастником: сочиненный продукт – это его продукт, это единое творческое поле передается всем ученикам, появляется так называемая «волна творчества», ребята начинают сочинять истории дома, рассказывают их друг другу.

Итак, благодаря гармоничному сочетанию научного и художественного познания мира, расширению объема впечатлений и эмоционально-эстетических воздействий со стороны природных явлений увеличился творческий потенциал личности школьника, скрытый и невостребованный при обычном построении учебного процесса ярко проявившегося при предложенной системе работы.
Я вижу, как дети становятся духовно богаче, становится острее наблюдательность, богаче воображение, сильнее чувства, тоньше вкус, глубже мысль, выразительнее слово.
скачать работу полностью.


___________________________________




Гуманитарная направленность в изучении математики.
скачать работу полностью

Учитель МОУ гимназии №3
Чернова Любовь Николаевна

Основной задачей обучения математике в «Школе Л.Н.Толстого» являете создание условий для духовного развития каждого ученика. В основу моей работы положены гуманитарные идеи «Школы Толстого», т.е. развитие разума, культуры чувств и самостоятельности ребенка в процессе усвоения им программного материала. Главное - это личность, раскрытие и развитие ее возможностей, творческого и нравственного начала ученика.

Курс математики (автор Л.Г. Петерсон) в целом ориентирован на личностное развитие ребенка. Поэтому знания в нем рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности, создают условия для самовыражения и самоопределения. Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Это становится возможным, когда учитель, в своей работе использует деятельностный метод обучения, т.е. ученикам предлагаются не готовые истины, а их самостоятельный поиск, сотворение.

Интересны уроки «открытия» нового знания. Сначала идет этап актуализации знаний, т.е. подготовка мышления детей и осознание ими потребности в построении нового способа действий. С этой целью воспроизводятся знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий, активизируются соответствующие мыслительные операции, внимание, память, тренируется речь, и в завершении предлагается индивидуальное задание, для выполнения которого требуется использование вводимого на уроке способа действий. Не все ученики могут справиться с этим.

У большинства возникает затруднение, появляются разные ответы, которые ohi не могут обосновать. Это и создает мотивационную ситуацию для исследования и построения нового знания, т.е. дети понимают, что старых знаний и умений уже недостаточно. Я стараюсь не сообщать в готовом виде новое. Даю детям время на осмысление, понимание, поиск ответа, не тороплю, даю возможность обсудить эту проблему. Стараюсь ничем не намекнуть на возможные варианты ответов. Дети тонко подмечают, что учитель от них хочет услышать, и тогда я не узнаю новых интересных мыслей, не будет творчества. Внимательно выслушиваю детей сама, не спешу с оценкой их высказываний, приучаю детей «слушать и слышать» товарищей, соглашаться или не соглашаться друг с другом, следить за обоснованностью ответов. Предоставляю контроль за этим самим детям, ведь в дальнейшем это способствует развитию самоконтроля и самосознания. В результате обсуждения дети обязательно приходят к правильному выводу, чувствуют удовлетворение от своей работы, появляется интерес и желание учиться. В подтверждение этому приведу высказывания детей о математике:

В. Тординава: «Математика хороший урок; так хорошо, когда что-то решаешь, и у тебя все получается».

Ж. Богданова: «Математика мне очень нравится, потому что там надо считать, решать, чувствуешь, что ты умеешь что-то делать».

Интерес и успешность обучения - вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, а значит, и качество работы с детьми. Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребенку в классе, является творческая работа детей, предлагаю почти на каждом уроке творческие задания, в которых дети придумывают, составляют, изобретают. Например, в 1 - классе даю такое задание «Отгадай мою закономерность и продолжи ряд чисел». На доске записано число, состоящее из трех или четырех цифр. Например: 192, далее ряд чисел закрыт. Отгадывать загадки дети младшего школьного возраста очень любят. С удовольствием каждый придумывает свой ряд чисел в надежде на то, что он совпадет с моим. Получаются разные интересные варианты ответов. Причем при проверке задание усложняю, выслушивая ответ, другие дети должны объяснить, какая закономерность в ряде чисел у отвечающего, т.е. помимо творчества, развиваются внимание, память, умение слушать, контролировать,
Другими творческими заданиями могут быть : составление примеров на изученный вычислительный прием, составление задачи по данному выражению, задачи данного типа или по заданному сюжету, дополнение, изменение, преобразование задач, постановка вопросов к данному условию; рисование узоров или геометрических фигур заданного свойства, расшифровка или зашифровка названий городов, книг, и т.д. с помощью примеров.

Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных, выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследования.

Целью большинства этих задач является формирование таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение.
Умение ориентироваться в тексте математической задачи, умение делать анализ текста задачи — это важное условие самовыражения ученика. Поэтому ,начиная с 1 - класса, уделяю этой работе много времени. Начинаю анализ задачи с выразительного чтения, пересказа условия своими словами (иногда в 1 -классе, можно инсценировать текст задачи). Приучаю к тому, что в тексте задачи важно все: и действующие лица, и их действия, и числовые характеристики. Работа над текстом математической задачи - важный элемент общего развития ребенка.

Возраст 7-9 лет - это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности задания, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка. А если обеспечить успех в деятельности малоактивных учеников, то это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством доля их самовыражения и самоопределения, повысить их самооценку, уверенность в себе.
Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности. Поэтому на своих уроках стараюсь поощрять все усилия ребенка, само его стремление узнать что-то новое, научиться новому, сравнивать результаты ребенка только с его собственными, а не с результатами других.

При возникновении ошибок, противоречий, стараюсь использовать эти ситуации для обучения, т.е. для обсуждения их вместе с детьми, разрешения проблемы. Противоречие - начало творческого мышления, поэтому иногда хочется сказать ученику «спасибо за ошибку», в результате обсуждения которой были выяснены причины ее, осознание правильных путей.

На своих уроках я приучаю детей не искать легких путей в жизни, учу их преодолевать любые трудности, стараюсь развивать не только мышление, внимание, память, но и самостоятельность, терпение, трудолюбие, взаимопомощь. Хочется, чтобы дети на уроках математики приобретали опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти свое призвание и успешно реализовать себя в жизни.
скачать работу полностью

 

___________________________________

 

Психологические аспекты ненасильственного воспитания личности

Триколич Наталия Васильевна,
учитель начальных классов гимназии № 3 г. Тулы,
Почетный работник общего образования Российской Федерации.
скачать работу

Проблема повышения уровня психологической грамотности учителя стоит в настоящее время очень остро, т.к. в последние годы растет число детей с различными психологическими проблемами, прежде всего эмоциональными, которые проявляются в повышенной тревожности, эмоциональной неуравновешенности, неуверенности в себе и т.д.  Особенно эта проблема актуальна в нашей гимназии, которая считает развитие культуры чувств и комфортное эмоциональное состояние  детей одним из основных направлений в работе по осуществлению гуманистического подхода в обучении и воспитании.

И здесь без глубоких знаний психологии педагогу не обойтись. Безграмотный в этом плане учитель только усугубит эмоциональный дискомфорт ребенка, который был создан в семье. Ведь школа подчас, как лакмусовая бумажка, проявляет психологические проблемы в развитии личности  ребенка.
С другой стороны, сам характер обучения способен ухудшить эмоциональное состояние, усилить тревожность учащегося. Практически вся школьная жизнь состоит из более или менее сложных ситуаций, на которые учитель должен реагировать: опоздание ребенка на урок, невыполненное домашнее задание, ссора с одноклассниками и т.д. Перед учителем каждый раз возникает вопрос: как быть, как поступить?

И здесь, чтобы вывести ребенка из тупика тревожного, эмоционально неустойчивого состояния, необходимо единство действий, требований школы и семьи. Руководящая роль в этом плане должна отводиться учителю. А для этого он сам должен овладеть знаниями психологии личности ребенка, психологическими приемами воспитания, а затем обогатить этим родителей своих воспитанников.
Важно, чтобы учитель, в какой то мере был и психотерапевтом, особенно в тех учебных заведениях, где не развита психологическая служба.

Педагогу необходимо научиться распознавать проявления эмоционального неблагополучия, повышенной тревожности  ребенка. Хотя бы для того, чтобы не ругать за то, за что нужно пожалеть. Ведь дети эмоционально неустойчивые с трудом включаются в учебный процесс и быстро утомляются, что и является причиной плохого поведения на уроке.

Зная это, опытный учитель сможет осуществить по-настоящему индивидуальный подход к ученику в процессе обучения – спросит не в начале и не в конце урока, а в середине, не будет торопить на контрольной работе, подберет задание в соответствии с «зоной ближайшего развития». Педагог, обогащенный  психологическими знаниями, всегда найдет ситуацию, в которой этот ребенок лучший, похвалит своего ученика, не поскупится на проявление любви и нежности.

Такой подход сможет сделать комфортным пребывание каждого ребенка в школе, позволит преодолеть ученику любые трудности, а учителю осуществить одну из заповедей, выработанную писателем и педагогом Л.Н. Толстым: «Не навреди!»

Педагог-психолог в состоянии понять, чем вызвано внутреннее тревожное состояние души ребенка: противоречивыми требованиями к нему семьи и школы, детскими страхами (боязнью опоздать на урок, выходить к доске, отвечать перед классом и т.д.). Ведь стихийно возникающие у каждого ребенка индивидуальные меры защиты от тревоги и проявляются в уединении, апатии, заболевании, вплоть до развития невроза или, наоборот, в нарушении дисциплины, грубости, агрессивном поведении.
Не менее интересно для учителей утверждение, что чувство тревоги  неизбежно сопровождает учебную деятельность ребенка в любой, даже самой идеальной школе. Ведь сама ситуация познания чего-либо неизвестного, когда нужно приложить усилия, чтобы непонятное стало понятным, всегда таит в себе неопределенность, противоречивость, а, следовательно, содержит в себе повод для тревоги.
Развитие личности, по мнению психологов, протекает тогда, когда тревога находится на оптимальном (не слишком высоком) уровне, и когда ребенок обучен учителем адекватным приемам «борьбы» с ней. Этот уровень тревоги, который не изматывает, а задает тонус, «разогревает» называют «конструктивным».

Поэтому мне задача учителя видится в том, чтобы, с одной стороны, для плодотворной работы ученика удержать тревогу на определенном уровне, а, с другой стороны, дать ребенку конструктивные средства преодоления ее.

Педагог должен научить своего ученика именно анализировать свое состояние, свой страх, свою тревогу, спокойно и без паники разобраться с ней. А, проанализировав, спланировать собственные поступки. К сожалению, неумение планировать собственные поступки характерно для современных школьников. Каждому учителю знакомы дети, которым по нескольку раз надо повторять свои требования или напоминать: «Открыли тетрадь, взяли ручку...». И чем старше становятся такие дети, тем они становятся безответственнее.

Что здесь может сделать учитель? По моему мнению, не надо жалеть сил, объясняя ученику, за что снижена отметка, в чем причина его неудачи. Чаще просить его оценить свои или товарища знания. Обучать с первого класса на примере литературных героев умению переживать, преодолевать неудачи, достойно выходить из той или иной сложной ситуации.
Школьник, особенно младший, должен понимать, что любая ошибка, совершена ли она при решении задачи или в реальной жизни, - это не беда, а стимул для поиска решений. И опыт ошибок в жизни человека важен так, как и опыт побед.

Еще одним из способов воспитательного влияния на личность ребенка является  использование приема педагогического воздействия. Он заключается в том, что учитель создает педагогическую ситуацию, неожиданную для ребенка, вызывающую подчас у него удивление своей необычностью и непохожестью на традиционное поведение. Сделать это учителю непросто, т.к. это требует от него понимания личности ребенка, мотивов его поступков, душевного состояния. Да и времени на размышление, как правило, нет: нужно сейчас же отреагировать на поступок ученика, а от этого решения многое будет зависеть в школьной жизни ребенка: как он будет чувствовать себя в коллективе, в отношениях с учителем и др.

Важно помнить, что личность ребенка формируется в сложном взаимодействии собственных знаний и опыта, советов родителей, воспитателей и других людей, средств массовой информации. А т.к. собственный жизненный опыт у ребенка не богат, то он часто ошибается и в выборе цели, и в выборе средств для ее достижения. Поступки детей лишены, как правило, злого умысла, часто они являются следствием незначительного жизненного опыта. Учитель, владеющий приемами педагогического воздействия, может корректировать  эмоциональное состояние и поведение детей.
В чем же заключается их суть? Условно приемы педагогического воздействия можно разделить на две группы. К первой группе относятся приемы, стимулирующие возникновение в ребенке положительных качеств на основе возникновения чувства радости, уважения к учителю, веры в себя, чувство своей защищенности в коллективе. Это такие приемы, как авансирование доверием, проявление огорчения, опора на положительное в ребенке и др.

Другая группа приемов вызывает у ребенка отрицательные чувства – разочарование, стыд, неловкость – и на этой основе тормозит возникновение у школьников отрицательных качеств личности. Это приемы иронии, намека и др.

Вот один пример из моей педагогической практики.

На уроке математики я несколько раз делала замечание Саше, который все время отвлекался на посторонние дела: что-то искал в портфеле, показывал соседке. Замечания не имели должного воздействия. Как тут поступить? Применить то или иное наказание, осудить, привлечь на помощь родителей, раздраженно напомнить о прошлых промахах и ошибках?

Но я знаю, что эти способы воздействия не дадут нужного воспитательного эффекта. Отметаю вспыхнувшее желание подойти к нему, отобрать альбом с марками (это с ним он возился). Знаю, что ребенок обидится и до конца урока вообще не будет заниматься.
Как же поступить? Подхожу к ученику и прошу разрешения посмотреть его альбом, говорю, что он очень красивый, и мне, да и всем ребятам, будет интересно посмотреть его после уроков. Мальчик, конечно, не возражает против этого.

Позже он рассказал нам о своем увлечении, а я похвалила его за терпение и любознательность.
На другой день я узнала, что мой ученик рассказал об этом дома, родителям это тоже понравилось. На такой оптимистической основе стали происходить положительные сдвиги в поведении и учебе мальчика.
Бывали в моей педагогической практике случаи и более сложные.
Денис с детства рос агрессивным и грубым мальчиком, и школьная жизнь лишь обострила все противоречия его сложного детского характера. Не интересуясь учебной деятельностью, он мешал заниматься другим, всяческими хулиганскими поступками стараясь привлечь к себе внимание учителя и детей.

Я не могла обычными педагогическими средствами (убеждением, указом и т.д.) побудить ребенка к выполнению школьных требований.

Беседа с мальчиком, его родственниками, воспитателями детского сада и врачами поликлиники выявили, что причины плохого поведения Дениса в неудовлетворенных должным образом уважении и любви, которые ребенок не может выразить социально приемлемыми способами.
Я осознала, что Денис делает плохие поступки непреднамеренно, на подсознательном уровне. Моя задача – научить мальчика положительному общению со сверстниками, не ущемляя при этом интересов других учеников.

Прежде всего, совместными с бабушкой усилиями мы добились для Дениса надомного обучения. Приходя к нему домой, общаясь с мальчиком в неформальной обстановке на учебные и другие темы, вижу, как «оттаивает» потихоньку его детская душа. Я, в свою очередь, стараюсь внимательно относиться к характеру нашего с ним общения, больше размышлять над правильностью принимаемых педагогических решений, глубже понимать внутренний мир ребенка и мотивы тех или иных поступков. Ведь часто их причины лежат на генетическом уровне или усвоены из общения со взрослыми близкими людьми.       

В заключении еще раз хочется подчеркнуть, что эмоциональное состояние  школьника неразрывно связано с поведением учителя ,который  ни на минуту не должен забывать, что для многих своих учеников он самый главный и лучший. Любое слово и даже взгляд учителя, особенно младших классов, значат для детей очень много.

Поэтому для учителя главным в его педагогической деятельности должно быть безусловное принятие ребенка. Школьные отметки ни в коем случае не должны рассматриваться как его основная ценность.
Даже ругая своего ученика за лень и неуспеваемость, педагог должен не забыть сказать ему, что он ценит его как человека, уверен в его возможностях и очень огорчен сложившейся ситуацией. Ребенок, особенно младшеклассник, должен знать, что он хороший, любимый и будет таким всегда!
скачать работу

 

Счастье видеть мир и рассказывать о нем (Петрыкина Галина Петровна)
Гуманитарная направленность в изучении математики ( Чернова Любовь Николаевна)

Психологические аспекты ненасильственного воспитания личности (Триколич Наталия Васильевна)






 

В начало
 

Учитель. Педагог-исследователь:

Азбука Льва Толстого
Круг чтения
Чаша жизни
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд
История развития человечества
Деятельность по интересам
Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Воспитатель дошкольного учреждения

Педагог-исследователь детских домов и учреждений интернатного типа

Психолог

Опыт работы

 

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы