Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Школа учителя

 

Психолог


Марк Шагал. Над городом. 1914-1918


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
МОНИТОРИНГ ЭКСПЕРИМЕНТА
“ШКОЛА Л.Н. ТОЛСТОГО”

Игорь Ежов

Цели психологического мониторинга

  • Выявление особенностей и проблем духовно-нравственного становления личности учащихся в базовых школах, вовлеченных в эксперимент и не участвующих в эксперименте для перспективного планирования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
  • Сравнительный анализ особенностей и динамики духовно-нравственного становления личности учеников в базовых школах, вовлеченных в эксперимент и не участвующих в эксперименте.
  • Изучение и сравнительный анализ развития личности учащихся городских и сельских школ, обучавшихся по экспериментальной программе «Школа Л.Н. Толстого».
  • Изучение роли личности учителя. Сравнительный анализ особенностей развития личности учащихся и учителей для определения путей оптимизации учебно-воспитательного процесса по экспериментальной программе "Школа Л.Н. Толстого".

Концептуально-теоретические основы мониторинга

Духовное развитие личности в рамках педагогического эксперимента «Школа Л.Н. Толстого» предполагает единство интеллектуального, нравственного и волевого самосовершенствования человека.
Ниже представлена психологическая структура качеств, лежащих в основе духовного развития человека и обеспечивающих его движение к трем равновеликим идеалам человечества - Истине, Добру и Свободе.

НАВЕРХ


Интеллект и самостоятельность являются опорами уравновешенного духовного самосовершенствования человека, его способности развивать собственное мировоззрение, собственную жизненную позицию (а не навязанную извне нравственность), внутренне присущую, практическую способность различения Добра и Зла, устремленность человека от вредного к полезному, от плохого к хорошему, от Ненависти к Любви как непосредственной эмоционально-чувственной реализации доброго отношения человека к окружающему его миру.
Ложное противоречие между интеллектом (умом) и нравственностью или отрицание положительной связи между интеллектом и нравственностью происходит от примитивного, формального понимания нравственности либо от примитивного понимания интеллекта как чисто механической способности к абстрактно-логическому мышлению, оторванному от чувств, от смысловых и ценностных ориентиров.


Рисунок Нади Рушевой.
Маргарита

Центральным моментом духовного развития личности является нравственность, основанная на понимании духовной природы человека, духовного единства всего живого, на чувстве неразрывности и единства отдельного "Я" с окружающим миром.

Недостаточное развитие интеллектуально-познавательного начала, даже при формально усвоенных правилах нравственного поведения, может способствовать

формированию негибкой, догматично мыслящей и даже фанатичной личности. Неспособность к самостоятельному познанию мира, принятие чужых, зачастую внешне привлекательных теорий может приводить к искаженному представлению о нравственности, ценностях. Пример тому - религиозные войны и другие насилия, осуществляемые под знаменами добра и правды.

Рисунок Нади Рушевой.
Мастер задумался

Наконец, слабо развитая воля, неспособность к самостоятельному действию, к противостоянию разрушающим личность и окружающим мир явлениям приводят к тому, что даже тонко мыслящий, доброжелательный человек, столкнувшись с препятствиями, трудностями, а порой и явной агрессией, оказанным на него давлением, бывает не способен осуществить прекрасно задуманное и полезное дело.
Все правила нравственного поведения, все заповеди человек не только должен, но и вынужден постигать самостоятельно и соотносить их с необходимостью сохранения, поддержания и развития жизни, становясь активным, сознательным участником культурного развития человечества.
Л.Н.Толстой указывал на неразрывную связь ума, добродетельности и самостоятельности: "Для доброй жизни нужен свет разума. А для того, чтобы разум был светел, нужна добрая жизнь. ... Надо не поддаваться тому, что делают другие, а жить своим умом".
Основополагающее значение интеллекта, нравственности (добродетельности) и самостоятельности ("силы личности") в духовном развитии обусловлено глубинной, сущностной потребностью, стремлением души человека к трем равновеликим идеалам, о которых говорили великие умы человечества, - Истине, Добру и Свободе.

Краткая характеристика психологического тест-комплекса

С целью преодоления разрозненности и разноплановости диагностических подходов нами разработан тест-комплекс концептуально взаимосвязанных психодиагностических шкал для оценки особенностей духовного развития личности.
Тест-комплекс позволяет выявить особенности психологической структуры базисных качеств духовного развития личности в трех основных сферах: интеллектуально – смысловой (Разум), нравственно-чувственной (Нравственность) и эмоционально-волевой (Духовная сила личности).

Основные шкалы тест-комплекса.

Интеллектуально – смысловая сфера:
1) светское духовное мировоззрение;
2) религиозное духовное мировоззрение;
3) абстрактно-логическое мышление;
4) понятийное мышление.
Нравственно-чувственная сфера:
5) эмпатия;
6) доброжелательность;
7) ответственность;
8) принятие социальных норм;
9) принятие религиозно-нравственных запретов;
10) совестливость;
11) самокритичность;
12) искренность.
Эмоционально- волевая сфера:
13) духовная независимость;
14) уверенность в себе;
15) целеустремленность.

Ряд первичных шкал значимо коррелируют между собой. Факторный анализ шкал (факторов) первого порядка позволил выделить 5 шкал (факторов) второго порядка. Шкалы второго порядка с факторными нагрузками представлены ниже.

НАВЕРХ

Название факторов (шкал) первого порядка

Нагрузки  на факторы второго порядка

1

2

3

4

5

Религиозное духовное мировоззрение

 

 

 

0,77

 

Светское духовное мировоззрение

 

0,73

 

 

 

Эмпатия

 

0,65

 

 

 

Доброжелательность

 

0,31

 

0,65

 

Ответственность

0,79

 

 

 

 

Принятие   социальных норм

 

0,43

0,51

 

 

Принятие религиозно-нравственных запретов

 

0,32

 

0,57

 

Совестливость

 

 

0,75

 

 

Самокритичность

 

 

0,48

 

 

Искренность

 

 

 

 

0,68

Духовная  независимость

 

 

 

-0,68

0,43

Уверенность в себе

 

 

-0,78

 

 

Целеустремленность

0,86

 

 

 

 

Понятийное мышление

 

 

 

 

0,74

Первый фактор второго порядка максимально нагружен факторами «Ответственность» и «Целеустремленность», что позволяет его интерпретировать как «Силу Сверх -Я». В определенной степени выделенный фактор аналогичен фактору G теста 16PF. Отличительная особенность – дополнительная нагруженность «Целеустремленностью» как целенаправленной активностью, волевой составляющей «Сверх – Я».
Второй фактор второго порядка максимально нагружен факторами «Светское духовное мировоззрение», «Эмпатия», «Доброжелательность», «Принятие социальных норм», «Принятие религиозно-нравственных запретов», что приближает его по смыслу к светской духовности и позволяет его интерпретировать как «Гуманность». Наличие фактора «Принятие религиозно-нравственных запретов» в «Гуманности» не является случайностью, а свидетельствует о присутствии религиозных моральных норм в светской духовности.

Третий фактор второго порядка максимально положительно нагружен факторами «Принятие социальных норм», «Совестливость», «Самокритичность», и отрицательно нагружен фактором «Уверенность в себе». Повышенная совестливость, самокритичность, неуверенность в себе в сочетании с повышенным социальным самоконтролем свидетельствует о повышенном чувстве вины и связанной с этим чувством неуверенности в себе, стремлением к самообвинению. Это фактор по смыслу близок к фактору O теста 16 PF и может быть интерпретирован как «Совестливость».
Четвертый фактор второго порядка максимально положительно нагружен факторами «Религиозное духовное мировоззрение», «Доброжелательность», «Принятие религиозно-нравственных запретов», и отрицательно нагружен фактором «Духовная независимость», что свидетельствует о тенденции формирования ортодоксальной религиозной духовности и позволяет трактовать этот фактор как «Религиозность».
Пятый фактор второго порядка максимально нагружен факторами «Искренность», «Духовная независимость», «Понятийное мышление», что позволяет интерпретировать его как «Духовную силу Я». В отличие от «Силы Я» теста 16 PF данное качество говорит, на наш взгляд, о духовной силе человека, его умственной силе, о самостоятельности во взглядах, способности быть искренним и не скрывать как свое положительное, так и отрицательное отношение к окружающим.

Полностью тест-комплекс представлен в CD - приложении в виде компьютерной программы, позволяющей проводить психологическую диагностику, автоматизированную обработку и анализ особенностей духовного развития личности.

Методическое пособие: Ежов И.В. Психологические основы духовного развития личности в «Школе Л.Н.Толстого»: Пособие для учителей и психологов. – Тула: ИПК и ППРО ТО, 2001.
– 70 с. (75 руб).

Программно-методические средства: Методика комплексной экспресс-оценки особенностей духовного развития личности: батарея тестов, построение профилей, интерпретация результатов, база данных. (900 руб.)

Наши реквизиты:
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области,
ИНН 7106019100,
л/с 61526404552 при Финансовом управлении Администрации Тульской области.
р/с 40101810900000020007 в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Тульской обл.
БИК 047003001
Тел./Факс: (0872) 27-17-71, 20-53-31
Ректор Орлихина Наталья Евгеньевна,
Науч.сотр.НИЛ «Школа Л.Н.Толстого» Ежов Игорь Вячеславович


НАВЕРХ

В начало
 

Учитель. Педагог-исследователь:

Азбука Льва Толстого
Круг чтения
Чаша жизни
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд
История развития человечества
Деятельность по интересам
Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Воспитатель дошкольного учреждения

Педагог-исследователь детских домов и учреждений интернатного типа

Психолог

Опыт работы

 

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы