Учитель. Педагог-исследователь
ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК
РАСКРЫТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА (Виталий Ремизов; Игорь
Ежов – 10 раздел)
РАЗУМ. КУЛЬТУРА ЧУВСТВА.САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
Таблица 1. (Виталий Ремизов, Игорь Ежов)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН. I — IX КЛАССЫ
(начальная школа: 1-4)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН. X, XI КЛАССЫ
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ
(Виталий Ремизов)
КРИТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ЭКСПЕРТИЗЫ (Ольга Заславская)
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ
ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО (Виталий Ремизов)

В Яснополянском доме писателя
|
«Труден
первый шаг…»
Виталий Ремизов
|
В настоящее время возникла проблема соотнесенности
«языка» эксперимента с «языком» современных тенденций образования.
При этом важно сохранить свой язык как «язык живой педагогики»,
имеющей свои дефиниции.
|
В плане развития теории эксперимента целесообразно сосредоточить
внимание на дальнейшей разработке научно-понятийного аппарата
педагогической системы «Школа Л.Н. Толстого»,
введя его в контекст современных образовательных
тенденций;
создании условий для обоснования дидактических основ «Школы
Л.Н. Толстого»; |
Иншинская средняя школа
им. Л.Н.Толстого
|
разработке концепции научно-естественной области содержания образования
в «Школе Л.Н. Толстого»;
уяснении точек соприкосновения имеющихся теорий развития личности
ребенка и концепции эксперимента «Духовное и физическое развитие личности
ребенка в контексте трех факторов функциональной сущности человека».
Ученые и методисты, участвующие в эксперименте, работают над проектами
учебных пособий по новым предметам: для начальных классов – книги
по фольклору и поэзии, по предметам Природа и труд, Русский язык
с основами риторики.
Для средней школы готовятся к изданию учебные пособия по Кругу чтения
(«Святые таинства природы», «Отец. Отчий дом. Отечество», «Я есмь,
и я люблю»); хрестоматии по Истории развития человечества (с развернутыми
комментариями).
Предстоит большая работа в области создания интерактивных дидактических
материалов по предметам светской духовности – Чаша жизни, Познай
себя, Этика жизни.
Остро стоит проблема выработки основ научно-естественного образования
в «Школе Л.Н. Толстого».
20 декабря 2002 г. на Пятницкой-12 (филиал Государственного
музея Л.Н.Толстого) был создан Инновационный центр
повышения квалификации нового типа при соучастии НИЛ «Школа Л.Н.Толстого»
ИПК и ППРО ТО, ТГПУ им. Л.Н.Толстого, Института журналистики и литературного
творчества и Государственного музея Л.Н.Толстого с двумя базовыми
площадками в Москве (филиал Государственного музея Л.Н.Толстого
на Пятницкой-12) и Туле (ИПК и ППРО ТО).

Большой педсовет педагогов Тульского края,
работающих по эксперименту «Школа Л.Н.Толстого».
8 сентября 2002 г.
Идея Центра – объединить духовные и материальные ресурсы учреждений
образования и культуры.
Это и многое другое свидетельствует о том, что Толстовский эксперимент
только набирает силу, и в намеченных проектах особое место занимает
Учитель. Он – практик, осуществляющий внедрение идей эксперимента,
он связующее звено между наукой и жизнью школы. От его культуры
и знаний, уровня общения зависит судьба эксперимента. Без хорошего
Учителя никакие идеи, как бы хороши они ни были, не обретут плоти,
не станут фактом живой и необходимой людям педагогики.
Особенность Толстовского эксперимента в том, что он (в силу ряда
обстоятельств) изначально был лишен возможности развиваться в чистом
виде. Его вторжение в массовую школу было нелегким. Трудность была
связана с неподготовленностью учителя к воплощению в жизнь принципов
ненасильственной педагогики. Освоение одновременно нескольких новых
предметов, новых подходов в преподавании – это другая причина небыстрого
становления эксперимента. Если прибавить к этому слабую материальную
базу образовательных учреждений, сложности в общении с представителями
органов образования, то уместной будет пушкинская мысль – «труден
первый шаг и скучен первый путь».
В этой ситуации все зависело от Учителя – пойдет ли он за тобой
и твоими идеями, поверить ли тебе, преодолеет ли собственную инерцию,
рутинную традиционность, с которой всегда тепло и спокойно.
НАВЕРХ
Нам, создателям эксперимента, повезло. Учитель был всегда рядом
с нами – даже тогда, когда, казалось, все пойдет прахом. Вот и сейчас,
когда пишу эти слова, вижу его глаза, ощущаю его дыхание, слышу
его голос. Есть и сознание того, что за годы совместной работы Учитель
духовно преобразился. Он совершил шаг вперед в истории собственной
жизни. Он из механического транслятора перешел в ранг соучастника
высокого педагогического творчества. Эксперимент пробудил в нем
дух исследователя. Ему хочется обобщать свой опыт и делиться им
с коллегами. Он (не без боязни!) стал разрабатывать отдельные фрагменты
новых учебных пособий. Он потянулся к науке, и все активнее выступает
на конференциях, семинарах. Ряд учителей начал работу над диссертациями.
Но главное – изо дня в день он решает инновационные проблемы преподавания
нового содержания в толстовской школе.
Иллюстрации к учебным пособиям «Час
души: Проза русских писателей» (начальная школа)
Художник – Ю.Д. Федичкин
Предстоит еще много работы, но она есть, и есть вдохновение,
чтобы осветить свой труд и свою жизнь Божьей искрой.
В этом разделе сайта вниманию его посетителей предложены фрагменты
материалов, которые по своей сути являются дискуссионными и могли
бы стать предметом обсуждения на Форуме.
НАВЕРХ
ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
РЕБЕНКА КАК РАСКРЫТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА (Виталий
Ремизов; Игорь Ежов – 10 раздел)
РАЗУМ. КУЛЬТУРА ЧУВСТВА.САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
Таблица 1. (Виталий Ремизов, Игорь Ежов)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН. I — IX КЛАССЫ
(начальная школа: 1-4)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН. X, XI КЛАССЫ
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ
(Виталий Ремизов)
КРИТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ЭКСПЕРТИЗЫ (Ольга Заславская)
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ
ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО (Виталий Ремизов)
|