Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
> Школа учителя

 

 Педагог-исследователь детских домов и учреждений интернатного тип


Тамара Тихоновна Бурлакова.
Заместитель директора Яснополянского детвкого дома

 

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!


Эта страничка адресована, в первую очередь, воспитателям детских домов и школ-интернатов, — тем людям, с которыми больше всего общаются дети в этих учреждениях. Стало быть, велика и ответственность педагогов за их судьбы. Ребенок, имеющий семью, взаимодействует с большим количеством людей. В этом взаимодействии он учится жизни, овладевает различными социальными ролями. В детском доме самой значимой фигурой для ребенка является воспитатель, который находится с ним в непрерывном взаимодействии, направляет его развитие. В связи с этим исключительное значение приобретают личность воспитателя и отношения в учреждении в целом: все дети должны чувствовать себя безусловно принятыми и любимыми воспитателем и всеми сотрудниками детского дома. Без такого отношения к ребенку его развитие будет существенно затруднено, а в отдельных случаях невозможно, так как вне рамок детского дома ему негде компенсировать недостаток или отсутствие любви. Создание отношений, основанных на любви и взаимоуважении членов сообщества, являясь важным условием успешного развития детей-сирот, становится главной задачей воспитателя. Педагогической основой этих отношений является принятие и освоение педагогом личностного подхода в воспитании, постижение («прочитывание») им проблем ребенка, развитие способности работать не столько на организационно-педагогическом, сколько на психолого-педагогическом уровне. Позиция воспитателя существенно меняется: на первый план выходят не функции контроля и организации, а создание условий для позитивного развития воспитанников и разрешения их личностных проблем, помощь в осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых детьми событиях. Усилия воспитателя при этом направляются на организацию психолого-педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания.
В учреждениях для детей-сирот, как нигде, уместен принцип «врачебной педагогики» Л.С. Выготского — «воспитывать и лечить детей одновременно». «В лечебной педагогике,– указывал Л. С. Выготский, – оздоровление детей дополняется воспитанием, а воспитание растворяется в лечении психолого-педагогическими методами воздействия».
При таком подходе к воспитанию педагог превращается из руководителя, волюнтаристски «формирующего» личность ребенка (чаще всего, по собственному образу и подобию), в мудрого «путеводителя» и помощника, осуществляющего совместное с ребенком движение (восхождение) по пути жизни, а если необходимо – становится врачевателем детской души.
Подобное изменение миссии педагога-воспитателя предполагает необходимость перестройки собственной души, собственного сознания и отношения к сущности педагогического процесса. Начинать профессиональный рост не с овладения педагогическими технологиями, а с роста личностного всегда труднее. Однако этот путь – пусть «длинный, но самый верный».
«Что же назвать хорошей жизнью? - писал Толстой, - степени хорошества есть безграничные, но одна есть общая и главная черта хорошей жизни: это стремление к совершенствованию в любви. Вот это самое, если есть в воспитателях и если этим заразятся дети, то воспитание будет не дурным».

В разделе «Школа учителя» Вы найдете учебно-методический комплекс курсов повышения квалификации педагогов детских домов и школ-интернатов, отдельные воспитательные программы, разработанные педагогами Яснополянского детского дома, диагностические материалы, методические разработки некоторых занятий. Надеемся, что материалы окажутся для Вас полезными.
Ждем Ваших откликов. Их можно разместить в сети Интернет на форуме нашего сайта, сайта «Дети-сироты. Адрес опыта: Яснополянский детский дом» или отправить по электронной почте (e-mail: anna204@tula.net).

С уважением,
Т.Т. Бурлакова


НАВЕРХ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последние годы в нашей стране,  привели к резкому падению уровня жизни большинства населения, вызвали прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, обострив тем самым проблему социального сиротства. Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые  10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Рост социального сиротства, приведший к  увеличению числа детских домов и школ-интернатов, изменение социального состава сиротства, вызвавшее увеличение среди сирот количества детей со сложными, комплексными видами отклонений, с трудностями в развитии, обучении, поведении, требуют новых педагогических подходов к воспитанию и развитию данной категории детей.

В наши дни обострилась проблема социальной и психологической адаптации детей-сирот и их интеграции в общество. В условиях развития современного общества и производства наметилась тенденция к снижению личностной пригодности детей-сирот ко  многим  видам  профессиональной  деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия, наблюдается увеличение количества правонарушений, рост суицида среди данной категории подростков. Сегодня остро ощущается потребность в таких формах работы с детьми, которые помогли бы им впоследствии успешно вписаться в современное производство, требующее от человека «социальной мобильности», готовности к возможным сменам профессии, общего научного и технического образования, более широкого набора культурных (эстетических, общественных, этических и эмоциональных) средств, чем тот, который может дать современная система воспитания в учреждениях интернатного типа.

Факты свидетельствуют: из тысяч сирот лишь 6 % поступа­ет в средние специальные учебные заведения, только 300-400 человек ежегодно получают полное среднее образование, единицы оказываются в вузах. По данным Комитета защиты прав воспитанников детских домов и школ-интернатов г. Москвы, в целом по России 30 % выпускников этих учреждений становятся бомжами, 20 % пополняют ряды преступников, 10 % заканчивают жизнь самоубийством. Одна из причин подобного неблагополучия состоит в низком уровне профессиональной пригодности педагогов детских домов и интернатов, в их неспособности выстроить воспитательный процесс адекватно проблемам и потребностям личностного развития данной категории детей.

Вместе с тем существующие документы общероссийского и международного уровня (Всеобщая декларация прав человека,  Международная Конвенция ООН о правах ребенка,  Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Нацио­нальный план действий в интересах детей и др.), утверждая приоритет семейного воспитания и право на особую защиту и помощь для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения,  подчеркивают значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его успешного развития, гарантий его прав и свобод, ориентируют современную общественность и педагогику на необходимость всестороннего научного осмысления и решения проблем детей-сирот, обновление теоретических взглядов и практических действий по их воспитанию.

Однако анализ традиционных подходов к воспитанию и организации жизнедеятельности детей в учреждениях интернатного типа показывает, что они не могут стать основой для их реорганизации и успешно содействовать разрешению проблем личностного развития воспитанников.

Сегодня существенные перемены в практике воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможны лишь при системном подходе к проблеме воспитания, который нашел яркое воплощение  в теории и практике гуманистических воспитательных систем.

Разработанная отечественными учеными целостная теория школьных воспитательных систем стала значительным вкладом в  развитие современной отечественной педагогики. Л.И. Новиковой, В.А. Караковским, Н.Л. Селивановой, Л.В.Байбородовой, Л.К. Балясной, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Б.З. Вульфовым, А.В. Гаврилиным, О.С. Газманом, А.И. Григорьевой, О.В. Заславской, И.А. Колесниковой, Л.Н. Куликовой, Ю.С. Мануйловым, С.Л. Паладьевым, А.Г. Пашковым, Л.И. Пиковой, В.В. Полукаровым, С.Д. Поляковым, Г.Н. Прозументовой, А.М. Сидоркиным, Е.Н. Степановым, Т.В. Цырлиной и др. сформулированы теоретико-методологические основы создания воспитательных систем, разработана технология их моделирования, произведено описание моделей  различных воспитательных систем образовательных учреждений, что позволило обогатить педагогику новыми знаниями о системной природе и сущности воспитательного процесса, его компонентах и структуре, закономерностях построения, управления и преобразования, путях и способах развивающего влияния на личность ребенка.

Опыт функционирования отдельных школьных воспитательных систем демонстрирует широкие возможности образовательного учреждения в создании условий для позитивного развития ребенка, для становления гуманистических отношений в коллективе, для появления новых традиций и создания единого сообщества детей и педагогов. Однако опыт, реализованный авторами  воспитательных систем известных школ (В.А. Караковский, Е.А. Ямбург и др.), в подавляющей части современных детских домов и интернатов остается невостребованным в связи с отсутствием необходимых знаний в данной области у педагогов и представителей администрации данных учреждений.

НАВЕРХ

Предпринимаемые в последние годы попытки отдельных учреждений и педагогов произвести обновление и совершенствование воспитательной деятельности посредством внесения в нее локальных изменений не приносят желаемого результата.

Сегодня ясно, что одним из важнейших условий решения проблем интернатных учреждений и их воспитанников является личностно-профессиональный рост педагогов, среди которых главное место принадлежит воспитателю. Воспитатель играет особую роль в жизни детей-сирот. Ребенок, имеющий семью, взаимодействует с большим количеством людей. В этом взаимодействии он овладевает различными социальными ролями. В детском доме знаковой фигурой для ребенка является воспитатель, который находится с ним в непрерывном взаимодействии, направляет его развитие. В связи с этим исключительное значение приобретают личность воспитателя и его профессиональные качества, от которых зачастую зависят дальнейшая судьба ребенка-сироты и его постинтернатное становление.

С целью обеспечения личностно-профессионального роста педагогов предлагается программа подготовки и переподготовки педагогических кадров детских домов и интернатов. Данная программа была разработана и внедрена в практику Яснополянского детского дома.

Яснополянский детский дом , 
расположенный вблизи знаменитой усадьбы Л.Н. Толстого, был  создан в 1948 г. для детей воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. За годы своего существования он превратился в неотъемлемую часть яснополянского мира. Благодаря традициям и особой атмосфере добра и домашнего уюта, созданной усилиями старейших сотрудников детского дома, его основателя Ф.А. Соколовой, детский дом получил широкую известность. Педагоги детского дома со дня его основания уделяли огромное внимание воспитанию детей, используя в своей деятельности философско-педагогическое наследие Л.Н. Толстого.

Опыт детского дома не раз обобщался на коллегиях Министерства образования Российской Федерации, на Президиуме Академии педагогических наук. О традициях детского дома рассказывалось на страницах газет и журналов, о жизни коллектива детей и взрослых снимались фильмы россий­скими и зарубежными киностудиями. Детскому дому посвящено несколько книг: С.А. Воскобойниковой «Нет чужих детей», Г. И. Севериной «Дом Соколовой», Ф.А. Соколовой «Дом род­ной» и «Закон добра».

В настоящее время педагогический коллектив, сохраняя часть воспита­тельных традиций прежних лет, стремится к совершенствованию и обновлению воспитательной деятельности, выстраивая ее на принципах свободного воспитания, на основе этики ненасилия. Среди педагогов детского дома – пять его выпускников. Директор детского дома Т.Д. Алексеева – воспитанница первого директора детского дома Ф.А. Соколовой. С 1996 г. детский дом является одной из экспериментальных площадок научно-исследовательской лаборатории «Школа Л.Н. Толстого», а с 1998 г. – Федеральной экспериментальной площадкой Министерства Образования Российской Федерации. В рамках эксперимента педагогами детского дома создается современная гуманистическая воспитательная система, основанная на философско-педагогических идеях Л.Н. Толстого. 28 августа 1998 г. за заслуги в деле защиты детства и вклад в воспитание подрастающего поколения в духе мира и дружбы детский дом был награжден дипломом Международной ассоциации детских фондов и Почетной Золотой медалью Л.Н. Толстого.

Программа повышения квалификации основана на системно-комплексном подходе к проблеме подготовки и переподготовки педагогов детских домов и интернатов, а также к вопросам воспитания и развития детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи программы.  Наряду с общими задачами, выдвигаемыми НИЛ «Школа Л.Н. Толстого» в области подготовки и переподготовки педагогических кадров (создание условий для саморазвития педагога; развитие его способности аккумулировать новые знания о мире и душе человека и переводить эти знания на язык практической педагогической деятельности и др.), данная программа содержит ряд специфических задач:

  • создание условий для повышения профессиональной компетентности  и развития методологической культуры педагогов  детских домов и интернатов; для осмысления (рефлексии) ими необходимости совершенствования собственной профессиональной деятельности; для их активного включения в обсуждение проблем современного воспитания детей-сирот, в  поиск новых воспитательных технологий, адекватных проблемам их личностного развития;
  • предоставление педагогу возможности осмыслить методологию решения проблем воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
  • удовлетворение профессиональных запросов и потребностей педагогов;
  • оказание педагогам помощи в вопросах сущности и построения гуманистической воспитательной системы учреждения для детей-сирот, в осознании гуманистической сущности собственной профессиональной позиции как воспитателя, своего  места и назначения в подобной системе; в овладении активными ненасильственными воспитательными технологиями. 

НАВЕРХ

Система повышения квалификации включает следующие проблемно-целевые курсы:

I. ВВОДНЫЙ КУРС «ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ». Цель курса – познакомить педагогов с современными подходами к воспитанию с целью осмысления ими собственной профессиональной позиции. 

II. ПСИХИЧЕСКИЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (Психолого-педагогический семинар). Главное назначение   семинара - создание условий для постижения педагогом проблем и особенностей личностного и возрастного развития детей-сирот с целью последующей разработки адекватных технологий воспитания. 

III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ (Научно-теоретический семинар). Цель -  раскрытие перед педагогом условий, необходимых для успешного духовного развития детей, оставшихся без попечения родителей.

IV. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА (Научно-практический семинар). Цель – «погружение» педагогов в проблему гуманистической воспитательной системы с целью осознания ими сущности данного феномена педагогической действительности и овладения навыками разработки и реализации в педагогической практике собственной концепции воспитания и модели воспитательной системы.

V. КОНСТРУКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ (Психологический практикум). Цель – организация помощи педагогам в овладении такими формами, средствами, способами общения с детьми-сиротами в процессе воспитания, которые могли бы способствовать разрешению проблем их личностного развития.

VI. СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (Педагогический практикум). Цель – овладение педагогами детских домов и интернатов современными активными ненасильственными воспитательными технологиями, способствующими разрешению проблем личностного развития воспитанников.

Основные формы научно-методической работы: лекции, лекции-дискуссии, лекции-диалоги, семинарские и практические занятия, «круглые столы», деловые игры, тренинги, конференции и др. 

Результаты работы оформляются в виде рефератов, воспитательных программ, разработок моделей воспитательных систем, также докладов для итоговой конференции.

Особенностью проблемно-целевых курсов является  их ориентация на практическую воспитательную деятельность педагогов детских домов и интернатов.

Литература, рекомендованная по курсу повышения квалификации, предназначена для теоретической подготовки педагогов детских домов и интернатов, а также для практической разработки модели гуманистической воспитательной системы, воспитательных программ, для проведения диагностических исследований в учреждениях интернатного типа и других видов практической воспитательной и исследовательской деятельности.

НАВЕРХ

Система подготовки и переподготовки педагогических кадров детских домов рассчитана на 60 часов, из них - 40 ч. лекционных (ЛК), 20 ч. – семинарских и практических занятий (СМ, ПЗ). 30 часов отводится на самостоятельную работу педагогов (СРП).

Семинарские и практические занятия призваны помочь педагогам через самостоятельную подготовку освоить наиболее сложные вопросы курса, настроить их на рефлексию сложных проблем развития и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а также проблем собственной профессиональной деятельности; развить умение вести дискуссию, размышлять вслух, связывать изучаемый материал с личным профессиональным опытом; овладеть навыками построения воспитательной системы.

По окончании курса педагог должен продемонстрировать:

  • овладение проблематикой курса, осознание актуальности вопросов, связанных с его целью и задачами;
  • знание рекомендуемой по курсу педагогической, философской, психологической литературы;
  • знание особенностей возрастного и личностного развития воспитанников, оставшихся без попечения родителей, проблем в организации жизнедеятельности детских домов и интернатов;
  • знание теоретических основ теории гуманистических воспитательных систем, специфики их построения и функционирования в учреждениях интернатного типа, понимание своей роли в команде педагогов – субъектов воспитательной системы;
  • понимание специфики воспитательного процесса в учреждениях для детей-сирот и своей роли в этом процессе;
  • общефилософскую, педагогическую, психологическую культуру интерпретации тех или иных вопросов, вынесенных на зачет;
  • умение разработать авторскую воспитательную программу, модель воспитательной системы с учетом проблем и потребностей возрастного и текущего развития воспитанников-сирот;
  • владение системой диагностики в области воспитания;
  • умение работать с различными типами и видами источников по проблематике курса.

Сертификат об окончании курсов повышения квалификации получают педагоги, продемонстрировавшие соответствие данным квалификационным требованиям.

НАВЕРХ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ИНТЕРНАТОВ (Кол-во часов: 60; ЛК- 26, СМ, ПЗ – 34, СРП- 30)

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

ЛК,

СМ, ПЗ

СРП

I.

1.

«ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ».

Философские основы воспитания

4

2

2

2

2

«Ключ ко всему в воспитании…» Л.Н. Толстой о воспитании

 

2

2

3

Воспитание в современном мире. Воспитание в гуманистической экспериментальной системе «Школа Л.Н. Толстого»

2

 

 

II.

1.

ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (Психолого-педагогический семинар)

Возрастные особенности воспитанников

6

2

2

4

2

2.

Специфика условий развития детей в учреждениях закрытого типа («круглый стол»)

 

2

2

3.

Особенности психического развития воспитанников детского дома

2

 

 

4.

Пути педагогической реабилитации детей, лишенных родительского попечительства. Способы профилактики, коррекции и компенсации отклонений личностного развития воспитанников учреждений закрытого типа

2

 

 

III.

1.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Духовное развитие человека. Идеи духовности в истории мировой культуры

6

2

2

2

2-3.

Педагогика и духовное развитие ребенка. Концептуально-теоретические основы духовного развития личности в экспериментальной педагогической системе «Школа Л. Н. Толстого».

2

2

2

4-5.

Психологические проблемы духовного развития личности

воспитанников-сирот. Разработка и реализация программ духовного развития личности воспитанников в учреждениях интернатного типа

2

 

 

IV. 

1.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА (Научно-практический семинар).

Основы теории воспитательных систем в педагогической науке

8

2

12

2

12

2

2.

Специфика построения и функционирования воспитательной системы детского дома

2

 

 

3-4.

Основные психолого-педагогические условия эффективного функционирования гуманистической воспитательной системы детского дома. Оптимизация жизнедеятельности учреждения, гуманизация и оптимизация отношений

2

2

 

5.

Практика гуманистических воспитательных систем учреждений для детей-сирот в России и за рубежом

 

2

2

6.

Создание модели и концепции развития воспитательной системы детского дома

2

4

6

7.

Воспитательная система Яснополянского детского дома, основанная на философско-педагогических идеях Л.Н. Толстого

 

2

2

V.

КОНСТРУКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ (Психологический практикум)

2

4

4

1.

Личностные особенности педагога в общении с ребенком

2

 

 

2.

Развитие способности к конструктивному общению

 

2

2

3.

Реализация навыков конструктивного общения в конкретной педагогической деятельности (разбор и обсуждение конкретных случаев и ситуаций из педагогической практики)

 

2

2

VI.

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (Педагогический практикум)

 

8

6

1.

Современные гуманистические подходы к воспитательным технологиям

 

4

4

2.

Планирование воспитательной деятельности

 

4

2

 

Зачет (в форме деловой игры)

 

4

 

 

ИТОГО

26

34

30

НАВЕРХ


Скачать полный вариант: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ИНТЕРНАТОВ (Из опыта работы Яснополянского детского дома) (Тамара Бурлакова).

В начало
 

Учитель. Педагог-исследователь:

Азбука Льва Толстого
Круг чтения
Чаша жизни
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд
История развития человечества
Деятельность по интересам
Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Воспитатель дошкольного учреждения

Педагог-исследователь детских домов и учреждений интернатного типа

Психолог

Опыт работы

 

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы