Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Школа учителя

 

Внеурочная деятельность школьников как фактор повышения эффективности образовательного процесса.
М.Н. Шуркова
учитель начальных классов
МОУГ№4 города Тулы

    Организация исследовательской деятельности школьников как неотъемлемой части образовательного процесса в начальной школе сегодня очень актуальна.

Как нельзя лучше для этой деятельности подходят уроки по природоведению. На этих уроках можно ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга к «тайнам» превращает ребёнка в  исследователя.

Я начала работу по формированию основ исследовательской деятельности с проведения экспресс-исследований. Так уже в первом классе во время осенней экскурсии перед детьми ставила задачу: исследовать, какие деревья и кустарники растут на пришкольном участке и в окрестностях гимназии. После их ответов предлагаю вопросы и задания, направленные на открытие мира природы через культуру чувств, постижение её своеобразия  через ощущение, восприятие, представление, настроение, размышление ребёнка. Эти вопросы и задания условно можно объединить под рубрикой «Природа - глазами души». Прошу детей выбрать и долго-долго посмотреть на какое-либо дерево. Что вам представилось?  О чём вы подумали? Каждый куст, каждое дерево так прекрасны, что хочется их сравнить с чем-то необыкновенным. Сравните своё дерево. Что оно вам напоминает? И на каждой прогулке дети стали подходить к «своим» деревьям, стали замечать на них первые золотые листочки, характер изменения окраски листьев. Так был создан «Календарь осеннего расцвечивания листьев». Это и была первая исследовательская работа детей. Наблюдали за своими деревьями ребята в течение всего первого класса.

В первом классе проводились и другие исследования. Очень понравилась и запомнилась ребятам исследовательская работа о мать-и-мачехе «Самый смелый весенний цветок».
На весенней экскурсии увидели на земле «жёлтые огоньки», рассмотрели стебель, провели по нему пальчиком. Вспомнив части растений, отметили особенность мать-и-мачехи – в данный момент у растения нет листьев. Сразу у детей возникает вопрос – почему? Говорю им, что у растения много тайн, которые невозможно открыть за одну экскурсию. Что бы вы ещё хотели узнать об этом растении? Оно обязательно поможет найти ответы на ваши вопросы и откроет свои тайны самым любознательным и терпеливым, которые будут продолжать наблюдать за ним и в последующие дни.
В классе мы записали детские вопросы – так появилась программа наблюдений-исследований.
Когда впервые увидели цветок?

Всегда ли горят «жёлтые огоньки»?
Цветок любит солнышко. А каким он бывает в дождливую погоду?
Сколько дней будут «гореть огоньки»?
Всегда ли будет такой короткий стебель?
Что будет на месте «жёлтых огоньков»?
Появятся ли листья у растения?
Почему растение так называется?
Изучая особенности этого растения, учила детей проводить длительные наблюдения, фиксировать результаты, учиться анализировать и сопоставлять два объекта живой природы (мать-и-мачеха и одуванчик) – находить сходства и различия, т. е. формировала умения элементарного эмпирического обобщения.

В первом классе мною была организована исследовательская работа и во внеурочное время.
2010 год - это год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.   
На часах общения обозначилась проблема незнания учениками военного прошлого семей. Трудно было ответить на вопрос «Какой след оставила война в вашей семье»? А не хочется быть «Иванами, непомнящими родства своего». Отсюда возникла идея провести исследование, которое можно сформулировать строками из стихотворения Роберта Рождественского.
Вспомним всех поимённо,
Делом вспомним своим.
Это нужно не мёртвым,
Это нужно живым!
Цель: пробудить память прошлого и почувствовать гордость за подвиги, а одновременно и осознать, что история каждой семьи – это история нашей Родины. Вместе с детьми был намечен план исследовательской работы:
1) Изучить семейный архив (фотографии, письма) и установить, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны или работал в тылу во время войны.
2) Провести сбор информации о родственниках с военным прошлым по следующим вопросам:
- фамилия, имя, отчество, степень родства, год рождения, кем был до войны;
- когда пошёл на фронт, сколько было лет;
- в каких родах войск воевал, звание;
- где воевал;
- где погиб;
Если работал в тылу, то где и что делал.

Выполняя эту работу, ребята учились проводить теоретические исследования, которые ориентированны на работу по изучению и обобщению фактов.

Результатом этой работы стали «Знамя Воинской  Славы» и «Книга Памяти».
На часе общения, посвящённом Дню Победы, каждый ребёнок (под музыку Альбиони) у этого знамени рассказывал о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Все четыре года это знамя с нами на всех часах общения, посвящённых защитникам Отечества.

Во втором классе на осенних экскурсиях мы вновь встретились со «своими» деревьями, стали отмечать изменения, которые происходят с ними и единодушно решили создать «Книгу жизни дерева» - каждый своего. Так начали проводить одноимённую исследовательскую работу.

По плану ребята должны были изучить детскую научно-познавательную литературу о своём дереве, провести сезонные наблюдения и зафиксировать результаты наблюдений в таблице, поработать с приметами, связанными с деревом, сделать выводы. Результатами этой деятельности стали детские исследовательские работы и презентации, с которыми ученики выступали на классной и общешкольной научно-практической конференции «Мы – будущее России».
Одним из мыслительных умений и навыков при проведении исследовательских работ является умение видеть противоречия при проведении несложных опытов. С таким противоречием учащиеся столкнулись  в третьем классе при проведении исследовательской работы «Влияние внешних условий на рост  и развитие комнатных растений», целью которой было изучить влияние света, влаги, питания и воздуха на рост и развитие комнатного растения. Вместе с детьми был намечен план работы.

1) Подготовить пять объектов наблюдения (посадить пять черенков растения).
2) Один объект поместить в идеальные условия.
3) Для изучения влияния света один объект удалить от источника света.
4) Для изучения влияния влаги составить график редкого полива третьего объекта.
5) Для изучения влияния питания - не проводить подкормку четвёртого объекта.
6) Для изучения влияния воздуха (по предложению детей) накрыть пятый объект банкой.
7) Еженедельно фиксировать результаты и заполнять таблицу.

Ребята добросовестно проводили  исследования, снимали биометрические данные. В результате пришли к противоречию. Растение под номером пять   росло и развивалось лучше других,  хотя такого (по гипотезе детей) не должно было быть. В ходе обсуждений пришли к выводу, что практически ограничить доступ воздуха невозможно, а, накрыв растение банкой, мы, наоборот, обеспечили благоприятные условия, создав парниковый эффект.

В заключение хочется сказать, что дети с удовольствием выполняют исследовательские работы, которые стимулируют интерес к учебным дисциплинам и способствуют саморазвитию и повышению самооценки учащихся.

Данный вид деятельности помогает обеспечить взаимодействие в системе «учитель – ученик – родитель». Ведущая и направляющая роль учителя (а учитель при организации исследовательской работы не говорит «Делай как я», а говорит «Иди вперёд, я рядом с тобой»), любознательность и трудолюбие ученика, помощь и консультация родителей  - вот основные слагаемые успеха в походе за знаниями. И такой союз показал, что вместе мы можем добиться очень многого.

 создание сайта и его продвижение

НАВЕРХ

В начало
 

Учитель. Педагог-исследователь:

Азбука Льва Толстого
Круг чтения
Чаша жизни
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд
История развития человечества
Деятельность по интересам
Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Воспитатель дошкольного учреждения

Педагог-исследователь детских домов и учреждений интернатного типа

Психолог

Опыт работы

Внеурочная деятельность школьников

 

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы