Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Концепция

 

Новые предметы: «Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)

КРУГ ЧТЕНИЯ /5-8 классы/. Тематическая структура предмета. (Виталий Ремизов, Мария Козьмина)

5 класс – “Святые таинства природы”;
6 класс – Отец. Отчий дом. Отечество;
7 класс – Запечатленное слово;
8 класс – “Я есмь, и я люблю”.

К Р У Г   Ч Т Е Н И Я (2 – 4 классы)

Круг чтения

ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТИЛИЗОВАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Скачать полный вариант: К Р У Г Ч Т Е Н И Я /2 – 4 классы/.ПРОГРАММА. (Анна Шадская)



ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТИЛИЗОВАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Волшебные и бытовые сказки. Понятие варианта фольклорного произведения. Особенности «сказочного» авторства. Понятие сказителя.
Баба-Яга, Финист ясный сокол, Гуси-лебеди, Курочка Ряба, Сказка про утку с золотыми яйцами, Чудесная курица. А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. С.Перро. Спящая красавица. Г.Х.Андерсен Снежная королева, Гадкий утенок, Стойкий оловянный солдатик. Р.Киплинг. Откуда у Носорога шкура, Маугли, Кошка, которая гуляет сама по себе. Л.Кэрролл. Алиса в Стране чудес /фрагменты/. Н.В.Гоголь. Ночь перед рождеством.

Мифология. Египетские мифы о боге Ра / «Сражение Ра со змеем Апопом» и др./. Мифологические  персонажи как предмет культового поклонения. Русская сказка «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». Снижение образа Солнца. Близость и отличия мифологических и сказочных сюжетов. Древнегреческие мифы о Геракле. Русские народные сказки «Фролка-сидень», «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо». Герой и героическое. Сказки  А.С.Пушкина. (По выбору учителя и учащихся).

Былины. Отражение древних мифологических представлений в образах богатырей. Былинные способы характеристики героев. Собирательное воплощение добрых и злых сил. Патриотический характер былин. Былинные сюжеты в авторских произведениях. Святогор  и  Илья Муромец. Илья Муромец на заставе богатырской. Богатырское слово. Соловей – разбойник. Добрыня и змей.  Авдотья Рязаночка. Садко. Щелкан Дудентьевич (антигерой). А.К.Толстой. Илья Муромец. А.В.Шеряевец. Микула.

Басни. Иносказательность как способ выражения художественной идеи произведения. Сатирическая направленность басен. "Эзоповы басни" (по выбору учителя и учащихся). И.А.Крылов. Квартет. Свинья под дубом. Лебедь, Рак и Щука. Слон и Моська. Мартышка и очки и др. (По выбору учителя и учащихся).
Драматургия.   И.А.Крылов.  Урок дочкам.  Басни  по   выбору   учителя  и  учащихся  с целью их инсценирования.  Басни Эзопа. Стихотворения детских поэтов  С.Михалкова,  А.Барта  с целью их инсценирования. И.Шварц. "Золушка", "Двенадцать месяцев".

Учитель и учащиеся могут творчески добавлять перечень драматургических и фольклорных произведений, изменять его. Творческий подход допустим и желателен при работе с поэтическими текстами.

Поэтических произведений дано значительно больше, чем  требуется учителю для реализации программы и чем позволяет время, отпущенное на их изучение в 1 – 4 классах. Главная причина такого многообразия – предоставление широкого выбора педагогу, ученику, его родителям определять, какие тексты и когда целесообразно читать и целесообразно ли вообще. Особенность лирических произведений (а большинство  включенных в перечень являются таковыми) заключается в  особой, индивидуальной восприимчивости их читателем. Что заинтересует одного ребенка, пробудит  его размышления и эмоциональные переживания, будет скучно, неважно и ненужно для другого.  Писатель-прозаик зачастую лишь моделирует, создает художественными средствами определенную ситуацию, и сам относится к ней достаточно опосредованно, как сторонний наблюдатель.  Ученик в таком случае  может принимать участие в обсуждении индифферентно, выступая третейским судьей.

Но поэт в большинстве случаев в своих произведениях, часто написанных от первого лица, соотносит себя со своим лирическим героем. При этом возникает мощное мировоззренческое, нравственное, социальное, психологическое воздействие на читателя.  Поэтому родители по семейным - религиозным, этическим или психологическим -  причинам могут не желать глубокого   приобщения своих детей к каким-то произведениям.  С учетом этого на уроках могут звучать и обсуждаться  два и пять, и десять поэтических текстов, которые стали близки, понятны, созвучны тем или иным детям. В этом случае ученик будет осознавать уважение к его мнению и к его художественному вкусу со стороны учителя и класса, но, с другой стороны, сам должен будет считаться  с мнениями и вкусами своих одноклассников. 

Помимо этого часть  произведений, включенных в хрестоматию, могут читаться в семейном кругу и самим учащимся  в соответствии с его вкусами и потребностями. В данном случае не следует называть этот процесс "внеклассным чтением" и, уважая права ребенка и семьи, осуществлять за этим "домашним" чтением какой-либо контроль.  Поэтические тексты могут также использоваться на уроках "Чаши жизни", во внеклассных мероприятиях, но обязательно с соблюдением вышеназванных условий. 

Не следует придавать чрезмерного значения  кажущейся сложности и "взрослости" многих стихотворений. Поэтические тексты не требуют детального анализа, а, как подтверждает многолетняя практика образовательных учреждений, работающих по системе "Школа Л.Н.Толстого", словарный и синтаксический запас детей, их эстетическое и нравственное чувство  позволяют им без труда воспринимать общий смысл, идею стихотворения, его эмоциональную окрашенность. Более того, магнетизм поэтического слова практически всегда вызывает у учащегося сопереживание,  эмоциональный отклик даже при непонимании отдельных фрагментов текста, которые могут быть пояснены учителем.

 


В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование
 

Разработка 2e studio - Продвижение сайта в Москве. 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы