Новые предметы: «Круг чтения» (2–4, 5–9
классы)
КРУГ ЧТЕНИЯ /5-8 классы/. Тематическая
структура предмета. (Виталий Ремизов, Мария Козьмина)
– 5 класс – “Святые таинства природы”;
– 6 класс – Отец. Отчий дом. Отечество;
– 7 класс – Запечатленное слово;
– 8 класс – “Я есмь, и я люблю”.
К Р У Г Ч Т Е Н И Я
(2 – 4 классы)
Круг чтения
ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТИЛИЗОВАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Скачать полный вариант:
К Р У Г Ч Т Е Н И Я /2 – 4 классы/.ПРОГРАММА. (Анна Шадская)
ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТИЛИЗОВАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Волшебные и бытовые сказки. Понятие варианта фольклорного произведения. Особенности «сказочного» авторства. Понятие сказителя.
Баба-Яга, Финист ясный сокол, Гуси-лебеди, Курочка Ряба, Сказка про утку с золотыми яйцами, Чудесная курица. А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. С.Перро. Спящая красавица. Г.Х.Андерсен Снежная королева, Гадкий утенок, Стойкий оловянный солдатик. Р.Киплинг. Откуда у Носорога шкура, Маугли, Кошка, которая гуляет сама по себе. Л.Кэрролл. Алиса в Стране чудес /фрагменты/. Н.В.Гоголь. Ночь перед рождеством.
Мифология. Египетские мифы о боге Ра / «Сражение Ра со змеем Апопом» и др./. Мифологические персонажи как предмет культового поклонения. Русская сказка «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». Снижение образа Солнца. Близость и отличия мифологических и сказочных сюжетов. Древнегреческие мифы о Геракле. Русские народные сказки «Фролка-сидень», «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо». Герой и героическое. Сказки А.С.Пушкина. (По выбору учителя и учащихся).
Былины. Отражение древних мифологических представлений в образах богатырей. Былинные способы характеристики героев. Собирательное воплощение добрых и злых сил. Патриотический характер былин. Былинные сюжеты в авторских произведениях. Святогор и Илья Муромец. Илья Муромец на заставе богатырской. Богатырское слово. Соловей – разбойник. Добрыня и змей. Авдотья Рязаночка. Садко. Щелкан Дудентьевич (антигерой). А.К.Толстой. Илья Муромец. А.В.Шеряевец. Микула.
Басни. Иносказательность как способ выражения художественной идеи произведения. Сатирическая направленность басен. "Эзоповы басни" (по выбору учителя и учащихся). И.А.Крылов. Квартет. Свинья под дубом. Лебедь, Рак и Щука. Слон и Моська. Мартышка и очки и др. (По выбору учителя и учащихся).
Драматургия. И.А.Крылов. Урок дочкам. Басни по выбору учителя и учащихся с целью их инсценирования. Басни Эзопа. Стихотворения детских поэтов С.Михалкова, А.Барта с целью их инсценирования. И.Шварц. "Золушка", "Двенадцать месяцев".
Учитель и учащиеся могут творчески добавлять перечень драматургических и фольклорных произведений, изменять его. Творческий подход допустим и желателен при работе с поэтическими текстами.
Поэтических произведений дано значительно больше, чем требуется учителю для реализации программы и чем позволяет время, отпущенное на их изучение в 1 – 4 классах. Главная причина такого многообразия – предоставление широкого выбора педагогу, ученику, его родителям определять, какие тексты и когда целесообразно читать и целесообразно ли вообще. Особенность лирических произведений (а большинство включенных в перечень являются таковыми) заключается в особой, индивидуальной восприимчивости их читателем. Что заинтересует одного ребенка, пробудит его размышления и эмоциональные переживания, будет скучно, неважно и ненужно для другого. Писатель-прозаик зачастую лишь моделирует, создает художественными средствами определенную ситуацию, и сам относится к ней достаточно опосредованно, как сторонний наблюдатель. Ученик в таком случае может принимать участие в обсуждении индифферентно, выступая третейским судьей.
Но поэт в большинстве случаев в своих произведениях, часто написанных от первого лица, соотносит себя со своим лирическим героем. При этом возникает мощное мировоззренческое, нравственное, социальное, психологическое воздействие на читателя. Поэтому родители по семейным - религиозным, этическим или психологическим - причинам могут не желать глубокого приобщения своих детей к каким-то произведениям. С учетом этого на уроках могут звучать и обсуждаться два и пять, и десять поэтических текстов, которые стали близки, понятны, созвучны тем или иным детям. В этом случае ученик будет осознавать уважение к его мнению и к его художественному вкусу со стороны учителя и класса, но, с другой стороны, сам должен будет считаться с мнениями и вкусами своих одноклассников.
Помимо этого часть произведений, включенных в хрестоматию, могут читаться в семейном кругу и самим учащимся в соответствии с его вкусами и потребностями. В данном случае не следует называть этот процесс "внеклассным чтением" и, уважая права ребенка и семьи, осуществлять за этим "домашним" чтением какой-либо контроль. Поэтические тексты могут также использоваться на уроках "Чаши жизни", во внеклассных мероприятиях, но обязательно с соблюдением вышеназванных условий.
Не следует придавать чрезмерного значения кажущейся сложности и "взрослости" многих стихотворений. Поэтические тексты не требуют детального анализа, а, как подтверждает многолетняя практика образовательных учреждений, работающих по системе "Школа Л.Н.Толстого", словарный и синтаксический запас детей, их эстетическое и нравственное чувство позволяют им без труда воспринимать общий смысл, идею стихотворения, его эмоциональную окрашенность. Более того, магнетизм поэтического слова практически всегда вызывает у учащегося сопереживание, эмоциональный отклик даже при непонимании отдельных фрагментов текста, которые могут быть пояснены учителем.
|
|