Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Концепция

 

Новые предметы: «Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)

КРУГ ЧТЕНИЯ /5-8 классы/. Тематическая структура предмета. (Виталий Ремизов, Мария Козьмина)

5 класс – “Святые таинства природы”;
6 класс – Отец. Отчий дом. Отечество;
7 класс – Запечатленное слово;
8 класс – “Я есмь, и я люблю”.

К Р У Г   Ч Т Е Н И Я (2 – 4 классы)

Круг чтения

ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТИЛИЗОВАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ


СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Скачать полный вариант: К Р У Г Ч Т Е Н И Я /2 – 4 классы/.ПРОГРАММА. (Анна Шадская)


"Круг чтения" – альтернативное учебное пособие для уроков литературы на  начальной ступени образования в учебных учреждениях, работающих по педагогической системе "Школа Л.Н. Толстого"; одноименно в толстовских школах назван и изучаемый предмет. Пособие  приходит на смену "Азбуки Льва Толстого", с которой дети знакомятся в 1-м классе, и представляет собой цикл книг: проза русских писателей; хрестоматии поэтических, фольклорных и драматургических произведений. "Круг чтения" может преподаваться и в тех школах, где педагоги используют иные учебные пособия и программы.
Далее в "Пояснительной записке" даются задачи, методы, принципы работы учителя по системе "Школа Л.Н.Толстого", которые были определены коллективом научно-исследовательской лаборатории "Школа Л.Н.Толстого" (заведующий к.филол.н. В.Б.Ремизов) и которые в полной мере должны быть реализованы   при изучении "Круга чтения".  Определяется также специфика "Круга чтения" как  учебного предмета и пособия.

Задачи, методы, принципы  работы учителя по системе «Школа Л.Н.Толстого».

Реализация педагогической системы «Школа Л.Н.Толстого»  предполагает прежде всего принципиальное обновление содержания образования, так как через воздействие предметного знания   происходит  всестороннее развитие ребенка, и от того, каким будет это воздействие, зависит успешность /или неуспешность/ всего процесса обучения и воспитания. Литературное образование является подсистемой   и  строится в соответствии с целями, задачами, принципами, методами «Школы Л.Н.Толстого».

Духовная направленность новых учебных пособий и программ по литературе в начальной школе не содержит религиозного аспекта, хотя в книги включены тексты, ориентированные на христианскую этику: в толстовских образовательных учреждениях соблюдается принцип светскости. Обычно учителя-практики используют это понятие духовность как синоним нравственности,  но духовность философичнее, шире, многограннее. Учитель может помочь школьнику овладеть новым содержанием учебных пособий, если сам решит специфические задачи, которые были определены  коллективом научно-исследовательской лаборатории на основе анализа  промежуточных результатов обучающего эксперимента  «Школа Л.Н.Толстого» как модель непрерывного образования нового типа":
– организация учебной деятельности школьников как постижение (прочувствование, осмысление) единства и взаимосвязи всего живого, человека и природы, Земли и Космоса. Познание физических и социально-психологических законов мира;
– создание условий для проявления и развития в детях доброжелательности, любви к окружающему миру, для восприятия себя как частицы этого мира;
– построение урока, на  котором содержание, методы и формы обучения способствуют формированию у детей нравственного отношения к миру, способности улучшать жизнь в сотрудничестве и взаимопомощи, без   насилия и причинения вреда природе и  людям;
– создание условий для активного введения детей в учебно-познавательную деятельность без принуждения со стороны учителя;
– организация учебного процесса на основе задатков, интересов, особенностей физического и психофизиологического развития детей;
– создание условий, социально-психологической атмосферы признания самоценности каждого ребенка, независимо от его успеваемости; формирование в нем сознания своей защищенности, своего благополучия;
– обеспечение, организация условий для развития самостоятельности, ответственности, инициативности и других позитивных качеств личности;
– формирование не только знаний, умений и навыков в предметной и социальной сферах, но, в первую очередь, самостоятельности мышления, творческого, созидательного отношения к жизни.

– соблюдение в образовательном процессе единства родового  /общечеловеческого/, социально-видового /национально –исторического,    семейно-укладного/, индивидуально-неповторимого; эмоционального,  социально-опытного и философского постижения мира и души человека;
– отказ от волюнтаристских принципов интерпретации социальных     явлений, сохранение объективного взгляда на историко-духовные  процессы с позиции этики ненасилия;
– актуализация преподаваемого материала и всего педагогического процесса с выходом на современный опыт жизни;
– разумное целеполагание при отборе знаний, их ориентированность на долженствование, высокую культуру чувств и практическую направленность;
– персонофикация знаний, умений и навыков с целью закрепления в сознании ребенка авторского открытия и права;
– ориентированность учебного процесса на развитие у ребенка  духовного и физического здоровья.

Среди методов обучения наиболее актуальны те, которые мотивируют ребенка на самостоятельную творческую деятельность:
– метод психологической адаптации: подготовка ученика к восприятию нового материала на основе личного  эмоционально и социального  опыта, выработка «непосредственного отношения к явлениям жизни», требующего «полной свободы» ;

– моделирование проблемных ситуаций на основе опыта и предчувствия ребенка, их осознание, прогнозирование и решение;
– погружение ребенка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нем многовариативности подходов к действительности;
– формирование эмоциональных опорных сигналов, способствующих воспитанию культуры памяти;

– перевод процессов познания в самопознание, развития – в саморазвитие и нравственное совершенствование;
– раскрытие природно–социального бытия человека через активную природно–трудовую деятельность;
– соотнесение личного опыта ребенка и его интерпретации событий с реалиями и условностями жизни.


Специфика «Круга чтения» во 2 – 4 классах: его возможности в духовном развитии ребенка и преемственность предмета в среднем звене образования.
Современное общество, провозгласив главным принципом образования гуманизацию и гуманитаризацию образовательного процесса, поставило преподавателя литературы и учителя начальных классов перед вопросом: какой должна быть концепция литературного образования, какие задачи призван решать традиционный предмет?

Сегодня в литературоведении и педагогике имеют своих сторонников и последователей  четыре условных направления:

  1. литература как предмет искусства со сложной жанровой и образной системой;
  2. литература как фактор воспитательного воздействия на ребенка;
  3. литература как способ  интеллектуально-познавательного отношения к миру;
  4. литература как средство художественного осмысления исторического пути русского народа и человечества (тенденциозное выражение этого направления связывалось некогда с классовостью и партийностью).

Большинство  принятых в России учебных пособий и программ по литературе, в силу специфики предмета, являются  относительно компилятивными, объединяющими все направления.

Безусловно, в литературном образовании  «Школы Л.Н.Толстого» также рассматриваются проблемы эстетики, в пособия входят высокохудожественные произведения, которые ранее не были известны маленькому читателю. Но все же учитель «Школы Л.Н. Толстого» в большей мере ориентирован на формирование эмоционально-нравственных опор в сознании детей, на духовное развитие ребенка.

Толстой говорил, что ученик стремится получить в школе ответы на вопросы, поставленные его жизнью. Произведение будет воспринято им как таковое лишь в том случае, если тема этого произведения актуальна, язык понятен, а художник искренен в своем желании поделиться с другими  людьми чувствами и мыслями, навеянными действительностью.

В «толстовских»  школах идет изучение предмета литературы, названного «Круг чтения», так как преподавание ведется по нескольким книгам, первой из которых является «Час души: Проза русских писателей», вторая – сборник фольклорных, поэтических и драматургических текстов. Составитель программы "Круга чтения"  2 – 4 классов А.В. Шадская, методист научно-исследовательской лаборатории "Школа Л.Н. Толстого" Института повышения кваликации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, доцент кафедры духовного наследия "Л.Н. Толстого Тульского государственного педагогического института им. Л.Н. Толстого; научная редакция  к. филол.н.  В.Б. Ремизова. Составитель программы "Круга чтения" 5 – 9 классов В.Б. Ремизов, к. фил. н., директор Государственного музея  Л.Н. Толстого, заведующий научно-исследовательской лабораторией "Школа Л.Н. Толстого" ИПК и ППРО ТО, заведующий кафедрой духовного наследия Л.Н. Толстого ТГПУ им. Л.Н. Толстого.
Как показала практика, даже  учащиеся младших  классов в значительной степени готовы к восприятию сложных в идейно-тематическом плане произведений, многие из которых никогда не входили в школьную программу или по-новому осмысливаются в современных условиях.

Вместе с «Кругом чтения» в начальной и средней школе идут другие инновационные или значительно модернизированные дисциплины, разработанные сотрудниками научно-исследовательской лаборатории. Это «Природа труд» (автор О.В. Хлопенова, методист НИЛ "Школа Л.Н. Толстого" ИПК и ППРО ТО/; интегрированный курс «История развития человечества» авторы О.Г. Вронский, д. и. н., профессор кафедры истории ТГПУ им. Л.Н. Толстого;  В.Б. Ремизов, к. филол. н.), который включает материал по культуре и искусству; «Русский язык с основами риторики и стилистики» с 1 по 9 класс (автор М.Ю. Барабанова, к. пед. н., доцент кафедры русского языка факультета (педагогики и психологии развития ребенка). Это уникальный философский предмет «Чаша жизни» для 1 – 6 классов (автор В.Б.Ремизов, к. филол. н.), которыйпредлагает учащимися для обсуждения более 450 тем, объединенных девятью лейтмотивами. Между всеми предметами существует  интеграция,  каждое  явление жизни  рассматривается с разных сторон, одна и та же проблема поднимается для на разных предметах и решается средствами этого предмета. Так  разделы «Круга чтения» даже в названиях перекликаются с названием  тем «Чаши жизни».

В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование
 

Разработка 2e studio - Продвижение сайта в Москве. 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы