Новые предметы: «Круг чтения» (2–4, 5–9
классы)
КРУГ ЧТЕНИЯ /5-8 классы/. Тематическая
структура предмета. (Виталий Ремизов, Мария Козьмина)
– 5 класс – “Святые таинства природы”;
– 6 класс – Отец. Отчий дом. Отечество;
– 7 класс – Запечатленное слово;
– 8 класс – “Я есмь, и я люблю”.
К Р У Г Ч Т Е Н И Я
(2 – 4 классы)
Круг чтения
ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТИЛИЗОВАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Скачать полный вариант:
К Р У Г Ч Т Е Н И Я /2 – 4 классы/.ПРОГРАММА. (Анна Шадская)
Ребенок еще в раннем детстве постигает и принимает как данность законы физического мира: огонь жжет, сильный ветер ломает деревья; ночь приходит на смену дню, а зима на смену осени – так было и так будет всегда. Но по каким принципам живет «планета людей», так ли непреложны нравственные законы, каковы отношения моего индивидуального «Я» и вечного «Мы» человеческого сообщества? Ответы на эти вопросы люди ищут от рождения до смерти, часто так и не находят. Эта проблема поднимается в четвертом разделе, когда детей ждут встречи с произведениями Л.Толстого, Н.Лескова, Ф.Достоевского, А.Чехова, П.Романова и др.
Во всех традиционных учебниках-хрестоматиях по чтению одной из главных всегда была тема Родины, но чувство патриотизма не может появиться в человеке в одночасье. Раздел «Моя Родина» «Круга чтения» помогает ребенку проникнуться чувством любви к Отечеству, ведя маленького читателя по дороге от семейного очага, отчего дома в большой мир, именуемый Россией, Русью. Когда-то в древности, по славянским преданиям, языческое божество Род хранило покой и благополучие дома, в котором оно обживалось; род, народ, Родина издревле были святыми понятиями для русского человека, который, не колеблясь, мог отдать жизнь за свободу России, за сохранение родного языка и самобытной национальной культуры.
Эта тема логически трансформируется в самом сложном и трагическом разделе – «Жизнь и свобода». Жизнь во имя свободы, смерть во имя жизни – какому народу не знакома эта дилемма? По сказкам, былинам, прозаическим и поэтическим текстам дети открывают для себя защитников Отечества, народных заступников и постепенно приходят к пониманию, что можно и нужно защищать не только рубежи Родины, бороться не только за жизнь близких и дальних людей. Самое жизнь люди отдавали за веру, всходили на плаху за убеждения, отстаивали справедливость, надевали оковы за право сказать свободное слово.
Последний, седьмой раздел – «Час души» - приобщает детей к безбрежному океану человеческих эмоций. От постижения полного метаморфоз мира собственной души ребенок поднимается к осознанию вечных проблем, над которыми плакало или смеялось человечество. Этот раздел очень важен, потому что эмоционально неразвитый человек, неспособный сказать о себе «Над вымыслом слезами обольюсь», не сможет сопереживать с другими людьми, сочувствовать чужой радости или чужому горю, станет эгоцентриком, пленником собственного «Я».
Особенностью всех произведений, включенных в программу «Круга чтения» в начальной школе, является их эмоциональная насыщенность («пафос»), социально-нравственная направленность («этос») и философский, мировоззренческий уровень осмысления текстов («логос») – именно такая триада способствует грамотному, глубокому постижению литературного произведения. С другой стороны это позволяет позитивно влиять на личность ребенка: развивать его эмоциональную сферу, формировать эмоциональную «отзывчивость» и адекватное реагирование на различные жизненные ситуации; способствовать социальной адаптации и формированию мировоззрения. Очень важным представляется эмоциональное многообразие текстов, представлены все виды пафоса в их градации – трагический, героический, драматический, романтический, сентиментальный, комический /сатира и юмор/.
|
|