МАРИНА БАРАБАНОВА – АВТОР
РАЗДЕЛОВ САЙТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
РУССКИЙ ЯЗЫК С ОСНОВАМИ РИТОРИКИ И СТИЛИСТИКИ
(1 – 4 класс)
Скачать полный вариант: ПРОГРАММА ПО
ПРЕДМЕТУ.РУССКИЙ ЯЗЫК С ОСНОВАМИ РИТОРИКИ И СТИЛИСТИКИ (1–4
КЛАССЫ (Марина Барабанова)
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО
ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ «ШКОЛЫ Л.Н.ТОЛСТОГО"
(Марина Барабанова)
Марина Барабанова |
ДОРОГИЕ
ДРУЗЬЯ!
Вашему вниманию предлагается учебный курс «Русский язык
с основами риторики и стилистики» в «Школе Л.Н. Толстого»
Основная цель курса – познакомить учителей начальной
школы и всех, интересующихся начальным образованием,
с теорией и практикой обучения русскому языку в образовательной
системе «Школа Л.Н. Толстого».
Прочитав предлагаемый материал, Вы:
- познакомитесь со взглядами великого русского писателя
и педагога Л.Н. Толстого на процесс обучения русскому
языку; |
- узнаете об общих принципах построения содержательного
компонента программы «Русский язык с основами риторики и стилистики».
- выясните, какие методы и приемы обучения русскому языку
используются в «Школе Л.Н. Толстого»;
- увидите во фрагментах уроков примеры воплощения теории в
практику;
- рассмотрите типологию и конкретные примеры обучающих упражнений
по русскому языку.
Вашему вниманию предлагаются задания для самостоятельной работы,
в ходе выполнения которых Вы:
- будете учиться критически анализировать информацию;
- пополните свой теоретический багаж знаниями по истории и
современным проблемам методики обучения русскому языку в начальной
школе;
- обогатите свой методический опыт конкретными методическими
рекомендациями;
- ощутите радость научного творчества;
- убедитесь в том, что преподавать русский язык можно увлекательно
и интересно.
НАВЕРХ
РУССКИЙ ЯЗЫК С ОСНОВАМИ
РИТОРИКИ И СТИЛИСТИКИ
(Марина Барабанова)
|
Курс « Русский язык с основами риторики
и стилистики» в соответствии с педагогическими принципами
Л. Н. Толстого призван обеспечить свободное развитие языковых
и речевых способностей каждого ребенка.
При этом под языковыми способностями понимается умение
устанавливать связи между формой и значением языковых
единиц; под речевыми – умение использовать ресурсы языковой
системы в соответствии с поставленной речевой задачей
и в конкретной речевой ситуации. Кроме того, языковые
и речевые способности проявляются в свойственном каждому
ребенку «чувстве языка», на существование которого указывал
и на развитие которого обращал особое внимание Л. Н. Толстой.
|
Достижение поставленной цели осуществляется в процессе решения
следующих задач обучения русскому языку:
· пробуждение познавательного интереса к изучению языка;
· воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному
языку;
· формирование первоначальных представлений о системе языка;
· обучение элементарным способам анализа единиц языковой системы;
· обогащение словаря и грамматического строя речи;
· формирование текстовых умений, позволяющих анализировать
и излагать чужие и создавать собственные оригинальные высказывания.
Считая «науку… обобщением частностей», Л. Н. Толстой видел
искусство преподавания в «выборе поразительнейших и удобнейших
к обобщению частностей», необходимых для того, чтобы обеспечить
каждому ребенку возможность под руководством учителя пройти
«в своем развитии… все фазы развития человечества» (Л. Н.
Толстой, Педагогические сочинения. М.,1989, с. 33 – 35).
В соответствии с данным концептуальным положением, программа
обучения русскому языку построена таким образом, что путь
развития лингвистической науки повторяется в учебной деятельности
каждого ребенка.
Это становится возможным при определенным образом спланированном
содержании обучения.
В I классе (тематический девиз: «Учусь писать») изучение русского
языка начинается в период обучения грамоте.
Дети получают общее представление об устройстве языка и речи,
об основных языковых единицах (предложение, слово, слог, звук,
типы звуков); учатся вычленять данные единицы из речевого
потока, овладевают умением графически изображать данные единицы
сначала схематически, затем более конкретно – в буквенной
записи.
Овладение письменной речью начинается с обучения печатанию
(как это и практиковалось в Яснополянской школе Л.Н. Толстого),
что позволяет сразу записывать все читаемые слова. При этом
ученики на практической основе знакомятся со слоговым принципом
русской графики: учатся обозначать твердость и мягкость согласных
звуков, звук [j] в различных графических ситуациях.
Параллельно происходит овладение собственно письмом: сначала
элементами букв, затем с самими буквами, содержащими указанные
элементы. Такой порядок позволяет изучать буквы группами и
использовать генетический принцип в обучении письму.
По завершении знакомства со всеми письменными буквами дети
обучаются списыванию с печатного и рукописного текста и письму
под диктовку.
В практику обучения вводится орфографическое чтение, которое
позволяет писать практически любые слова, в том числе и те,
где написание расходится с произношением.
В заключительный период обучения грамоте происходит обобщение
изученных графических правил, отрабатываются правила написания
жи-ши, ча-ща, чу-щу, употребление мягкого знака как показателя
мягкости и в разделительной функции; организуется наблюдение
над правописанием букв безударных гласных в корне слова, букв
звонких-глухих парных согласных на конце слова и осваиваются
элементарные способы проверки данных написаний.
Завершает обучение в первом классе обобщение и систематизация
сведений об алфавите.
II класс (тематический девиз: «Живой язык») начинается с повторения
и обобщения сведений по фонетике и графике.
Далее следует раздел «Введение в науку о языке», который призван
ввести учеников в ситуацию исследования русского языка.
Второклассники знакомятся с основным, специфичным именно для
языка отношением «форма-значение»; это отношение путем наблюдений
прослеживается на различных языковых уровнях, после чего ученики
составляют для себя «План исследования языка» - перспективу
на ближайшее и более отдаленное будущее.
Изучение раздела «Грамматика» начинается с темы «Словосочетание
и предложение». Такой порядок изучения, апробированный еще
в XIX в., имеет то преимущество, что позволяет детям решать
все другие языковые задачи более осмысленно. Рассматривая
систему членов предложения, ученики устанавливают связь между
словами по вопросам и значению.
Это позволяет затем рассматривать слово не только с лексической,
но и с грамматической точки зрения. Выявляя грамматические
значения слов (род, число, падеж, время, лицо), ученики получают
возможность группировать слова с единым набором грамматических
значений и объединять их в части речи. Дети знакомятся с основными
самостоятельными (имя существительное, имя прилагательное,
имя числительное, местоимение, глагол, наречие) и служебными
частями речи (предлог, союз, частица), учатся определять выявленные
у них грамматические значения.
III класс (тематический девиз «Тайны слова») предполагает
рассмотрение слова с лексической точки зрения. Ученики рассматривают
отношения внутри слова (многозначность) и между словами (омонимия,
синонимия, антонимия). После изучения состава слова указанные
отношения прослеживаются на уровне частей слов.
Для детей становится очевидным, что буква обозначает не звук,
а фонему по сильной позиции. Отсюда следует необходимость
знать признаки слабых и сильных позиций гласных и согласных
фонем и совершать действия поиска буквы для обозначения фонемы
в слабой позиции в различных частях слова (корень, частично
приставки и суффиксы).
Таким образом, орфографическое действие осуществляется на
основе звуко-фонемно-буквенного анализа слов.
В IV классе (тематический девиз «Язык мой - друг мой») предполагается
подробное изучение грамматических тем.
Из знакомства с сочинительными и подчинительными отношениями
вытекает необходимость их анализа внутри предложения (однородные
члены) и на границе простых предложений (сложносочиненные
и сложноподчиненные предложения). Соответственно, возникает
и проблема пунктуационного оформления на письме сочинительных
и подчинительных отношений.
В IV классе осуществляется и более основательное знакомство
с грамматическими характеристиками имени существительного,
имени прилагательного и глагола. Основной орфографической
проблемой курса становится обозначение буквой гласной фонемы
в слабой позиции в окончаниях рассматриваемых частей речи.
В заключение повторяется и обобщается все изученное в 1-4
классах и проверяется степень выполнения составленного во
втором классе плана исследования языка. Таким образом, концентр
начального обучения языку приобретает необходимую полноту
и завершенность.
Кроме раздела по изучению собственно языковой теории и практики
письма, программа предполагает осуществление работы по чистописанию.
В 1-2 классах на эту работу отводится 1 час в неделю; в 3-4
классах – 8-10 минут от каждого урока русского языка.
Раздел «Основы риторики и стилистики» реализует одно их основных
направлений работы в начальных классах – развитие речи учащихся.
Содержание работы в каждом классе осуществляется в 4 направлениях,
соответствующих развитию определенного вида речи: обучение
слушанию, обучение чтению, обучение говорению (включая освоение
норм речевого этикета); обучение письму (письменной речи).
Стилистика сначала (1-2 класс) является объектом наблюдения,
а затем (3-4 класс) объектом изучения.
Таким образом, программа по русскому языку предполагает взаимосвязанное
и осознанное изучение всех языковых единиц.
Указанные в программе требования к знаниям, умениями навыкам
учащихся выполняются постепенно в ходе изучения всего курса,
начиная с периода обучения грамоте и кончая последней учебной
четвертью 4 класса.
В программе указывается общее количество часов на изучение
курса. Учитель может самостоятельно распределять количество
часов по темам программы, опираясь на собственный опыт.
НАВЕРХ
РУССКИЙ ЯЗЫК С ОСНОВАМИ РИТОРИКИ И СТИЛИСТИКИ
(1 – 4 класс)
Скачать полный вариант: ПРОГРАММА ПО
ПРЕДМЕТУ.РУССКИЙ ЯЗЫК С ОСНОВАМИ РИТОРИКИ И СТИЛИСТИКИ (1–4
КЛАССЫ (Марина Барабанова)
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО
ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ «ШКОЛЫ Л.Н.ТОЛСТОГО"
(Марина Барабанова)
Разработка 2e studio - Продвижение сайта в Москве.
|