Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Концепция

Новые предметы: Природа и труд (1–4 классы)

Программа предмета. 1-4 классы (Ольга Холпенова)

Школа Л. Н. Толстого призвана служить делу духовного образования.

ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СОЛНЦА. 1 КЛАСС.

ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СОЛНЦА. 2 КЛАСС.

ПРОГРАММА. 3 КЛАСС(1 – 4). МЫ И ПРИРОДА.

ПРИРОДА И ТРУД. ПРОГРАММА. IV КЛАСС (I – IV).
ЗЕМЛЯ - НАШ КОСМИЧЕСКИЙ ДОМ.

ПРИРОДА И ТРУД
ПРОГРАММА. IV КЛАСС (I – IV).
ЗЕМЛЯ - НАШ КОСМИЧЕСКИЙ ДОМ.


Небесные тела: планеты и звезды. Солнечная система. Земля и Солнце. Солнце – звезда, источник света и тепла на Земле. Земля – планета. Наша планета среди других планет. Луна – спутник Земли. Формы и размеры Земли. Горизонт. Линия горизонта. Основные и промежуточные стороны горизонта. Ориентирование. Определение сторон горизонта по Солнцу, компасу, местным природным признакам.
Глобус и карта полушарий. Определение сторон горизонта на глобусе и карте полушарий. Северный полюс, Южный полюс. Экватор. Вращение Земли вокруг своей оси: смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца, смена времен года. Материки и океаны. Моря. Низменности, возвышенности, горы.

ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ СУШИ.


Равнины, горы, холмы, овраги, естественные формы. Красота поверхности. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород и деятельности человека. Карьер, насыпь, курган, выемка – искусственные формы поверхности. Охрана поверхности: восстановление земель после добычи полезных ископаемых, предупреждение появления свалок и борьба с оврагами и т. д. Изображение формы поверхности суши на карте.

НАША РОДИНА НА ГЛОБУСЕ И КАРТЕ.

Изображение нашей страны на глобусе и карте полушарий. Карта полушарий. Физическая карта России; определение на ней сторон горизонта. Масштаб и условные знаки карты полушарий и карты нашей страны.
Равнины, горы, моря, озера, реки России (в форме путешествия по карте). Представления о холмистой и плоской равнине. Части реки: исток, устья, притоки. Представления об островах и полуостровах.

Горизонт, стороны горизонта, определение сторон горизонта, найти и показать западное и восточное полушария, полюсы, экватор, океаны и материки, более глубокие и более мелкие места в океанах, низменности, возвышенности и горы на суше, границы нашей страны и ее столицы. Работа с физической картой России, определение некоторых расстояний с использованием масштаба, найти и показать некоторые равнины, горы, моря, озера, реки, острова и полуострова.
Демонстрация: смена дня и ночи, смена времен года (на теллурии).

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ.


Что такое горные породы и минералы.
Их разнообразие: твердые (плотные – гранит, мрамор; рыхлые – песок, глина); жидкие ( вода, нефть), газообразные (горючий газ). Красота камня.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.


Виды полезных ископаемых и их месторождений (рудное тело, россыпь), руды металлов: железа, меди и свинца.
Нерудные полезные ископаемые: горючие (нефть, природный газ, каменный уголь, удобрения (каменная соль, фосфорит, торф; строительные материалы (известняк, мрамор, гранит, глина, песок).
Свойства полезных ископаемых, практическое значение, места и способы добычи. Ограниченность и не восстанавливаемость запасов полезных ископаемых. Охрана недр: наиболее полное использование запасов месторождений, извлечение из сырья попутных компонентов, борьба с потерями при транспортировке полезных ископаемых, использование металлолома, замена металла пластмассами, экономия строительных материалов, топлива в быту.
УДИВИТЕЛЬНОЕ ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Почва – биокосное тело.
Значение единства живого и неживого в почве. Представление об образовании почвы, роль живых организмов в этом процессе. Значение почв для существования живых организмов. Общее представление о круговороте веществ в природе с участием растений, животных, микроорганизмов.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и др.). Охрана почвы от разрушения. Источники засорения, разрушения и уничтожения почвы. Почвоохранительное земледелие.

Практические работы:
Установление основных загрязнителей почвы вблизи дома и на дачном участке.


ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕК.


Разнообразие сообществ живых организмов в природе.
Естественные (природные) сообщества: лес, луг, озеро, река, болото.
Искусственные сообщества, созданные человеком  поле, сад, парк, пруд

Природные сообщества – места обитания живых организмов. Влияние природных сообществ на окружающую человека среду. Сферы человека с природными сообществами. Изменения в сообществах под влиянием деятельности человека.
Охрана сообществ: особо охраняемые растения и животные каждого сообщества.
Леса – естественные сообщества живых организмов. Многообразие живых организмов лесного сообщества; связи между ними: пространственные, пищевые – как примеры приспособленности живых организмов к условиям существования.


Роль леса в природе. Значение леса к жизни человека. Мудрость леса. Волшебный зов леса. Культ дерева. Отношение наших предков к лесу. Народные традиции в отношении использования лесов. Вторая жизнь дерева. Традиционные народные ремесла, связанные с лесом: резьба по дереву плетение из бересты; изменение из луба и лыка, из ивового прута.
Изменение облика лесов в результате многообразной деятельности человека. Правила поведения человека в лесу. Деятельность человека по сохранению и восстановлению лесов. Лесное хозяйство. Кто работает в лесу? Лесные профессии. Кто заботится о лесе?
Леса Тульской области, тульские засеки. Из истории Тульских засек. Л. Толстой и лес.
Луга – естественные сообщества травянистых растений, животных, грибов, бактерий.
Многообразие растений и животных на лугу, их взаимосвязи. Приспособленность растений и животных к условиям луга; места обитания, пища. Влияние растений и животных луга на улучшение плодородия почвы, увеличение многообразия и численности луговых растений.
Связи человека с луговыми сообществами.
Значение лугов в жизни и хозяйственной деятельности человек. Влияние деятельности людей на улучшение или ухудшение качества лугов. Культура поведения человека на лугу. Охрана лугов

Водоемы в природе и жизни человека.
Разнообразие водоемов. Естественные водоемы – реки, озера, болота. Искусственно созданные человеком водоемы  пруды, каналы, водохранилища.
Представление о подземных водах. Родники, бережное отношение к ним.
Значение водоемов в природе и жизни человека.
Водоемы – источники водных запасов, пути сообщения.
Среда обитания растений и животных.
Связи человека с водоемами: водоснабжение, рыбоводство, рыболовство, отдых, транспортные магистрали.
Эстетическое значение водоемов, их художественное отображение в произведениях искусства.
Водоем – природное сообщество. Многообразие живых организмов в водоемах, связи между ними и условиями среды обитания. Разнообразие растений местных водоемов. Основные группы водных растений: подводных, плавающие, частично погруженные в воду, частично находящиеся в воздухе (камыш, рогоз, ряска, стрелолист, рдест, ежеголовка и др.)
Особенности растений водной среды.
Разнообразие животных местных водоемов, их особенности.

Болото – естественное природное сообщество.
Растительный и животный мир болот Приспособленность организмов к условиям существования, основные связи в сообществе.
Зачем нужны болота? Последствия воздействия человека на болота (положительные и отрицательные).
Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов от загрязнения удобрениями и ядохимикатами, бензином, смазочными маслами, бытовым мусором.
Растениеводство края, его отрасли: полеводство, овощеводство, садоводство, цветоводство.
Важнейшие полевые, овощные, плодовые культуры, выращиваемые в крае. Историкокультурные сведения об этих растениях.
Поле, сад – искусственные сообщества, созданные человеком. Уход за искусственными сообществами  условие их существования.
Биологические и агротехнические методы защиты растений от болезней и вредителей.
Животноводство края, его отрасли: разведение крупного и мелкого скота, свиноводства, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и т. д.
Профессии в растениеводстве, животноводстве.
Сезонные особенности труда растениеводов, животноводов.
Особенности сельского хозяйства, связанного с природными условия
Экологические проблемы сельского хозяйства.

Экскурсии: 1. Поверхность, полезные ископаемые, почвы родного края. 23. Природные сообщества родного края.
Практические работы: определение свойств полезных ископаемых своего края; рассматривание гербарных экземпляров культурных растений всего края, их распознавание.

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ

Ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь. Карта природных зон России. В какой природной зоне расположен наш край.
Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязь в природе,. приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности жизни и хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями, изменение в природе под влиянием человека в каждой из зон, примеры нарушения природного равновесия.
Охрана природы каждой из зон, виды растений и животных, нуждающихся в охране.
Представление о природном равновесии. Возможные нарушения природного равновесия, причины и последствия этого явления. Необходимость учета природного равновесия при хозяйственной деятельности людей для ^предупреждения отрицательных изменений в природе.

ПРИРОДА. ЧЕЛОВЕК. ТРУД. ОБЩЕСТВО. ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ.

Природа и труд – основа жизни общества. Жизнь и труд в гармонии (согласии) с природой.
Труд – основа отношения человека, общества с природой.
Ценность и красота труда и его результатов.
Созидательный труд.

ЧЕЛОВЕК И БУДУЩЕЕ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ.

Представление об экологических проблемах защиты океана от загрязнения, спасение джунглей, сохранение видового многообразия растений и животных, утилизация мусора. Международное сотрудничество в области охраны природы.
Прогнозы будущего. Человек – существо разумное и доброе. Уникальность жизни в Солнечной системе. Связи человека с природой. Изменение природы под влиянием естественных причин и деятельности человек. Что может сделать каждый человек для оздоровления окружающей среды. Необходимость международного сотрудничества в решении проблем использования и охраны природы Земли. Международная Красная книга.


 
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Осенние работы
Подведение итогов работы на учебно-опытном участке за предыдущий год.
Внешние признаки созревания плодов томата. Правила уборки. Дозаривание плодов томата.
Получение семян, выбраковка недоброкачественных, просушка, правила хранения семян помидоров.
Опыты для зимних обогреваемых теплиц.
1. Продление вегетации от плодоносивших растений томата ценного или зарекомендовавших себя сортов (способом горизонтального заглубления безлиственного растения и получения побегов от материнского растения*).
/*проводится в том случае, если растение не поражено вирусами и болезням, с последующим продолжением жизни растений в классе/.
2. Размножение ценных сортов путем укоренения пасынков отплодоносившего материнского растения.

Сбор семян цветочно-декоративных растений, их сортировка и подготовка к зимнему хранению.
Посев семян флоксов.
Уход за многолетними цветочно-декоративными растениями.
Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов и других луковичных.
Выкапывание и уборка клубней георгин, корневищ канн, клубнелуковиц гладиолусов, правила хранения многолетников, убираемых на зиму.
Опыт: Искусственный перевод однолетних георгин "Веселые ребята" в многолетнюю форму путем создания условий для благополучной перезимовки, корнеклубней и посадки на следующий год.
Значение своевременной подготовки ягодников к зиме.


Подготовка к зиме ягодных кустарников и плодовых деревьев (удаление отмершей коры со стволов и ветвей плодовых деревьев, в междурядья ягодников, перекопка их.
Подготовка почвы на делянке, очистка учебно-опытного участка, от остатков растений, внесение удобрений, перекопка почвы.
Заготовка различных почв для почвенных смесей.
Сбор природного материала для уроков художественного творчества.
Сбор корма для птиц.
Сбор и сортировка лекарственных растений.
Уход за имеющимися саженцами и сеянцами.

Весенние работы.

Выращивание картофеля, овощных, ягодных и цветочно-декоративных растений.
Предпосевная обработка почвы. Задачи и способы предпосевной (предпосадочной) обработки почвы с внесением удобрений.
Биологические и агротехнические особенности выращивания картофеля.
Подготовка клубней к посадке, яровизация.
Правила посадки картофеля: время, сроки, техника посадки. Особенности ухода в связи с биологией роста и развития растений. Прополка, окучивание, удаление цветочных кистей с целью повышения урожайности, внекорневая подкормка. Значение поливов и подкормок и их связь с фазами развития растений.
Борьба с вредителями (в связи с их биологией развития).
Опыт:
1. Влияние осветления клубней на урожай картофеля.
2. Влияние посадочного материала на урожай картофеля.

Для посадки на разных делянках взять:
а) целые крупные клубни, б) целые мелкие клубни, в) резаные крупные клубни, каждая часть с двумя-тремя ростками; г) верхушки крупных клубней.
3. Влияние предпосевного внесения минеральных или органических удобрений на урожай картофеля.
4. Влияние подкормки органическими удобрениями на урожай картофеля.
Выращивание зеленых культур (кервель, ревень, шпинат, базилик, спаржа, хрен, эстрагон, мятовая свекла (мангольд), чабера, майорана, брокколи, овсяный корень, огуречная трава (бораго).
Однолетние, цветочно-декоративные культуры(львиный зев, алисум, душистый табак, сухоцветы, двулетние (гвоздика турецкая, колокольчик, незабудка), их биологические и агротехнические особенности. Выращивание этих цветочно-декоративных культур посевом семян в грунт и рассадным способом.
Многолетние цветочно-декоративные растения гладиолусы, георгины). Биологические и агротехнические особенности их выращивания. Вегетативное размножение гладиолусов (клубнелуковицами) и георгин (клубнями). Техника и сроки вегетативного размножения этих культур. Требования к выполнению работ по вегетативному размножению гладиолусов, георгин в связи с особенностями их роста и цветения.
Весенние работы по уходу за многолетниками, требования к срокам и качеству их выполнения.
Уход за имеющимися сеянцами, саженцами, черенками.
Посадка деревьев и декоративных кустарников.
Вегетативное размножение кустарников: отводками, делением куста,
черенками.
Использование цветочно-декоративных растений, деревьев и кустарников в озеленении,
Газоны. Типы газонов: партерные, обыкновенные красивоцветущие (мавританские).
Цветочное оформление. Элементы цветочного оформления: цветочно-декоративные композиции.
Правила сочетания колеров в цветниках.
Ассортимент цветочного оформления: цветы для весеннего, летнего и осеннего цветения. Многолетние растения, зимующие в открытом грунте, не зимующие.
Типы оформления участков цветочно-декоративных растений. Виды цветиков: клумбы, рабатки, бордюры, солитеры, партеры, миксбордеры или смешанные рабатки, массивы, рокарии, или каменистые сады.
Использование камней, валунов. Дорожки. Уголки водной и прибрежной растительности, уголки тенистых растений. Элементы зеленой архитектуры. Деревья как основной элемент в садово-парковом строительстве. Типы посадок деревьев и кустарников: одиночные (солитеры рядовые, многорядовые, аллейные, групповые массивы, рядовые посадки кустарников, живые изгороди. Знакомство с образцами отдельных элементов зеленой архитектуры.
Проектирование зеленых изгородей. Декоративные свойства растений, пригодных для живых изгородей; ассортимент, посадка. Проектирование цветника. Устройство цветников. Техника и правила посадки цветников. Составление проекта миксбордера ( из многолетних, однолетних и дикорастущих цветочно-декоративных растений). Составление уголков водной растительности, теневых участков. Разработка проектов беседок из вьющихся растений.

Аптекарский огород.
Культивирование энергодателей (левзея, лимонник, заманиха, аралия маньчжурская, бадан, топинамбур).

К концу IV класса учащиеся должны приобрести
следующие основные знания:

– способы изображения Земли, ее поверхности (глобус, карта):
– стороны горизонта;
– формы поверхности;
– названия океанов и материков; названия некоторых равнин, гор, морей, озер, рек России;
– положение родного края на карте страны, особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые почвы, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края;
– правила поведения в природе:
– природные зоны России, их расположение на карте, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы различных зон;
– почва – биокосное тело, важнейшие виды почв, значение почв для существования живых организмов на суше; охрана почв;
– некоторые биологические и агротехнические методы защиты растений от болезней и вредителей;
– биологические и агротехнические особенности выращивания культур (согласно программе).

К концу IV класса учащиеся должны приобрести
следующие основные умения:

– ориентироваться по Солнцу, компасу; местным признакам;
– определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
– различать простейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, характерных для леса, луга, водоема своего края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;
– объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
– самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
– проводить самостоятельные наблюдения в природе;
– оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели:
– в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности люде с точки зрения ее экономической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений и предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
– формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
– в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы;
– выращивать растения от посева до уборки урожая (согласно программе);
– проводить некоторые виды биологической и агротехнической защиты растений от болезней и вредителей.

Разработка 2e studio - Продвижение сайта в Москве. 

НАВЕРХ

Программа предмета. 1-4 классы (Ольга Холпенова)

В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование
 

  КонтактыКонцепция. Образовательные программы