Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Концепция

Новые предметы: Природа и труд (1–4 классы)

Программа предмета. 1-4 классы (Ольга Холпенова)

Школа Л. Н. Толстого призвана служить делу духовного образования.

ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СОЛНЦА. 1 КЛАСС.

ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СОЛНЦА. 2 КЛАСС.

ПРОГРАММА. 3 КЛАСС(1 – 4). МЫ И ПРИРОДА

ПРОГРАММА. 3 КЛАСС(1 – 4). МЫ И ПРИРОДА

Природное и преобразованное трудом окружение человека. Природа – часть окружающей человека среды. Предметы и изделия, созданные человеком. Многообразие природы, взаимосвязи в природе. Роль окружающей природы в жизни людей. Прекрасное в природе. Природа в произведениях искусства.
Человек и природа: многообразие связей. Трудовая деятельность человека – одна из основных видов связей. Изменение природы под влиянием деятельности людей. Забота людей о природе.




Экскурсии:
1. Многообразие природы (маршрут выбирается с учетом возможности показа различных объектов неживой и живой природы).
2. Изменение в природе под влиянием человека.
1. Охрана природы (может быть проведена в лесопитомник, в ботанический сад, зоопарк, на экологическую тропу, в отдел "Охрана природы" краеведческого музея и т.п.).

Моделирование: значение природы для человека; влияние человека на природу.  

СБЕРЕЖЁМ ВОЗДУХ, ВОДУ И ПОЧВУ.
Общее представление о телах, веществах, частицах, явлениях природы и их свойствах.
Тела и вещества: естественные и искусственные.
Три состояния вещества.
Явления природы: листопад, гроза, дождь, наводнение, ледоход.

Воздух и его значение в природе и жизни человека.
Воздух – необходимое условие жизни для растений, животных и человека.
Воздух – газообразное тело. Свойства воздуха: прозрачен, бесцветен, и не имеет запаха, занимает объем, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, имеет вес, проводит тепло. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ.
Где человек использует воздух.
Ветер. Значение ветра в природе и народном хозяйстве.
Источники загрязнения воздуха выбросы промышленных предприятий, средств транспорта.
Влияние загрязнений воздуха на живые организмы. Охрана воздуха.

Вода в природе и жизни человека.
Вода и жизнь. «Вода – краса всей природы».
Свойства воды: текучесть, прозрачна, бесцветна, не имеет запаха:
при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества, очистка воды от примесей. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Пресная и соленая вода природе: океан, море, реки, пруд, облака, туман, осадки, ледники.
Вода – одно из загадочных жидкостей на свете. Работа воды в природе: образование пещер, оврагов, отмелей и пляжей.
Использование загрязнения воды: стоячие воды промышленных предприятий, Ферм, бытовые стоки. Влияние загрязнения воды на живые организмы.
Возможности экологически чистого использования воды.
Охрана воды от загрязнений (очистные сооружения, замкнутый водоворот). Необходимость экономии воды при ее использовании.

Земля заботу любит

Почва – источник минеральной пищи для растений.
Плодородие – главное свойство почвы,
Перегной – основа плодородия. Значение перегноя в создании структуры почвы,
Образование перегноя из остатков растений, животных. Образование солей из перегноя.
Роль живых обитателей почвы в этих процессах. Значение единства живого и неживого в почве.
Минеральные и органические удобрения. Сроки, способы внесения удобрений в почву: основное внесение, корневые и внекорневые подкормки. Влияние удобрений на повышение урожайности растений. Нормы внесения минеральных удобрений
Разнообразие почв по механическому составу: песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые.
Определение механического состава почвы.
Водопроницаемость, влагоемкость, воздухопроницаемость – важнейшие свойства почвы.
Пути сохранения и повышения плодородия почвы: |
– рациональное использование;
– агрокультура: севооборот и его значение;
– растения – целители почвы.
Способы и сроки обработки почвы: внесение удобрений, водная мелиорация, известкование, улучшение механического состава.

Практические работы:

Овладение способами приготовления компоста, раствора для подкормки и ее проведение.

СОХРАНИМ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ
Систематизация знаний о группах и их отличительные признаки растений и животных.
Виды растений и животных.
Представление о питании растений. Профилактика нарушения обмена веществ у растений.
Почва – источник минеральной пищи для растений.
Первоначальное представление о фотосинтезе. Растения – источник питательных веществ и кислорода для животных и человека.

Комнатные растения.

Названия, отличительные признаки следующих следующие комнатных растений: циперус, аспарагус, папоротник, бегония, узамбарская фиалка. Их биологические особенности.
Размножение комнатных растений делением куста, корневища, отпрысками, окоренением листьев, кусочками листьев. Сроки и техника проведения этой работы.
Твой огород.

Изучение теоретических вопросов.
Происхождение, биологические и агротехнические особенности овощных и цветочно –декоративных культур (согласно практической части программы).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Роль хищников в природе. Нарушение человеком природных цепей питания и отрицательные последствия этого явления.
Приспособленность растений и животных к условиям жизни.
Углубление и систематизация знаний о размножении и развитии растений и животных.
Представление об опылении растений, распространение плодов и семян, развитие растения из семени. Размножение и развитие животных, насекомых (на примере бабочки), рыб, земноводных, про смыкающихся, птиц, млекопитающих.
Забота о потомстве у животных в природе и жизни человека.
Представление о бионике. Природа – великий изобретатель. Уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений и диких животных, неумеренной охоты и рыбной ловли, вытаптывании и фактора беспокойства. Охрана растений и животных. Некоторые виды, включение в Красную книгу страны, а также другие охраняемые виды данной местности. Роль заповедников, ботанических садов, зоопарков в охране растений и животных.
Охрана растений и животных в Тульской области. Заказники Тульской области.
Что такое растениеводство. Растениеводство – как составная часть сельского хозяйства.
Разнообразие культурных растений. Растения поля, сада, цветника. Представление о сортах культурных растений.
Из истории земледелия. Наука о земледелии – агрономия (законы поля).


Что такое животноводство. Животноводство как составная часть сельского хозяйства.
Разнообразие сельскохозяйственных животных. Предки домашних животных. Представление о породах домашних животных. Выведение новых пород с нужными человеку качествами.
Продукты, получаемые от сельскохозяйственных животных.
Экскурсия на поле, огород, цветочное хозяйство, овощной плодовозаготовитель с целью ознакомления с разнообразными культурными растениями, знакомство с выращиванием растений в закрытом грунте.

Экскурсия на животноводческую ферму (коровник, телятник, свинарник, конный завод, в питомник служебного собаководства).
ЗДОРОВЬЕ - ВСЕМУ ГОЛОВА.
Человек – часть живой природы. Необходимость для человека воздуха, воды, тепла, пищи. Отличия человека от животных (мышление, речь, труд).
Развитие человека после рождения. Роль окружающих людей в развитии и воспитании человека.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и их гигиена.
Скелет и мышцы человека. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц.
Кожа и ее гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Наше питание: продукт питания растительного и животного происхождения, органы пищеварения, использование организмом питательных веществ. Гигиена питания. Культура еды.
Дыхание человека. Движение крови в теле человека. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности.
Здоровье человека – его важнейшее богатство. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Табак и алкоголь – враги здоровья. Экология и здоровье. Охрана природы – необходимое условие охраны здоровья людей.
Здоровья кладезь – природа. Природа – лучший врач.
Благодатная сила родной природы.
Красота природы – один из источников духовного и физического здоровья людей.
Труд – основа бытия. Здоровье – основа труда.
Труд – источник физического и духовного здоровья людей.
Здоровье тела в здоровье духа.
Светлая и чистая идеология предков – идеология Правды, Добра, Справедливости – является физиологической основой их бытия.
Первородная культура выживания, народная медицина. Нити жизни. Солнечный луч. Чистый воздух. Живая вода. Растения – жизнь и здоровье. Растения – целители. Русская еда. Русская баня. Ванны здоровья и красоты.
Дух здоровья. Культ здоровья. Учитесь быть здоровыми.
Спасение природы – выживание человека.
ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ.
Взаимосвязи в природе. Невидимая сеть. Невидимая пирамида. Невидимые весы. Экологическая катастрофа. Организм и окружающая среда. Мудрые уроки природы. Природа и человек – одно целое.
Великий закон содружества. Мы все на свете друг другу нужны.


   
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Осенние работы.
Правила безопасности и личной гигиены при работе с граблями, лопатой, удобрениями.
Подведение итогов работы на учебно-опытном участке за предыдущий год.
Сведения по сельскохозяйственному труду.
Правила сбора урожая. Учет урожая. Уборка урожая. Значение своевременной уборки урожая сельскохозяйственных культур. Агротехнические требования к способам и срокам уборки сельскохозяйственных культур.
Правила сбора семян, их сортировка и подготовка к зимнему хранению. Требования к отбору растений для семенных целей. Внешние признаки готовности в уборке кочанов капусты, корнеплодов.
Уборка корнеплодов, капусты. Правила хранения. Чеснок.
Подготовка почвы на делянке, очистка учебно-опытного участка от останков растений, внесение органических удобрений, перекопка почвы. Значение осенней обработки почвы участка.
Подготовка к зиме ягодных кустарников и плодовых деревьев (удаление отмершей коры со стволов и ветвей плодовых деревьев, внесение удобрений в приствольные круги плодовых деревьев, в междурядья ягодников, перекопка их, посадка ягодных и декоративных кустарников.
Пересадка хризантем для выращивания в комнате.
Подзимние посевы овощных и цветочно-декоративных культур; биологическое обоснование подзимних посевов, их хозяйственное значение, техника выполнения работ по подзимним посевам.
Сбор листьев для приготовления листовой земли.
Заготовка различных почв для почвенных смесей.
Сбор природного материала для уроков художественного творчества.
Сбор корма для птиц.
Сбор и сортировка лекарственных растений.
Уход за сеянцами дуба, каштана и сеянцами 2 кл. Выращивание сеянцев айвы японской, яблони, ясеня, калины, лимонника, липы (по выбору учителя).

 
Весенние работы

Выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных растений.
Подготовка почвы к весенним посевам и посадкам.
Биологические и агротехнические особенности выращивания помидоров.
Подготовка семян к посеву, прогревание семян с целью выведения из состояния покоя, калибровка семян в воде, протравливание дезинфицирующим раствором.
Составление почвенных смесей для рассады томатов.
Посев семян в рассадные емкости и создание оптимальных условий для проращивания.
Прищипка стержневого корешка. Создание условий для выгонки рассады.
Закаливание рассады.
Правила высадки рассады в открытый грунт.
Уход за посевами и посадками (полив, установка опор, рыхление почвы, окучивание растений, прополка, подсадка выпавшей рассады).
Подкормка растений и техника ее проведения (способы, дозы и сроки внесения удобрений под овощные и цветочно-декоративные культуры).
Земляника. Весенний уход за земляникой: удаление погибших и поврежденных листьев, рыхление, прополка, полив, подкормка, мульчирование. Удаление усов. Высадка на постоянное место окорененных розеток. (В летний период). Требования к участку и почве для земляники в связи с биологическими особенностями этой культуры. Требования к качеству посадочного материала: значение высококачественного посадочного материала для последующего роста, развития и урожая. Техника и сроки посадки, послеосадочный уход и его значение для приживаемости, дальнейшего роста и развития растений.
Посадка корнеплодов для получения семян (морковь, свекла, редька).
Двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения, их биологические особенности. (Флокс, аквилегия, купальница, дельфиниум, ге лениум, ландыш майский, сухоцветы, рудбекия, ирис и др.).
Преимущество многолетних цветочно-декоративных культур перед однолетними.
Сроки посадки многолетников.
Вегетативное размножение цветочно-декоративных культур (деление куста, корневища, черенкованием). Правила деления.
Закладка опыта. Влияние кустового деления многолетников на интенсивность цветения.
Уход за многолетними цветочно-декоративными растениями, размножение их ( флокс, нивяник, купальница, лютик, дельфиниум, гелениум, канадский золотарник, ирис, ландыш).
Использование цветочно-декоративных растений в озеленении. Искусство клумбы. Закладка газона.
Аптекарский огород.
Выращивание лекарственных растений (ромашка аптечная, кипрей, мята, мать-и-мачеха, марьин корень, мелисса, валериана).


 
Работа в классе
Выращивание комнатных растений делением куста, корневища, отпрысками, окоренением листьев, кусочками листьев (циперус, аспарагус, бегония, папоротник, узамбарская фиалка и др.).
Пересадка и перевалка комнатных растений.
Распознавание основных минеральных и органических удобрений по внешнему виду. Наблюдения над растворимостью минеральных удобрений в воде. Основное внесение удобрение. Приготовление растворов для подкормки. Способы определения необходимости подкормки растений; связь подкормки с биологическими особенностями и фазами развития растений.
Подкормка растений и техника проведения ее (способы, фазы, сроки внесения) под овощные и цветочно-декоративные растения в связи с биологическими особенностями культур и почвенно-климатическими условиями.
Составители календаря подкормки комнатных растений.
Наблюдения и опыты.
1. Влияние удобрений на рост и развитие растений.
2. Влияние пикировки, пасынкования на урожай томатов.
3. Выращивание скороспелых томатов из верхушки рассады.
4. Влияние на урожайность вертикального и наклонного способа посадки томатов. Безрассадный способ.
5. Влияние лунных фаз на энергию прорастания семян. Проращивание семян томатов одного сорта в "благоприятную" и "неблагоприятную" фазы луны.

К КОНЦУ III КЛАССА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ПРИОБРЕСТИ
СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

– что такое тела, вещества, частицы;
– компоненты неживой природы; воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства;
– компоненты живой природы; человек, растения, животные, грибы, микробы;
– группы растений: деревья, кустарники, травы, мхи, их отличительные признаки; органы растений; разнообразие растительного мира, использование растений человеком; растениеводство как составная часть сельского хозяйства;
– группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;
– некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
– взаимосвязь между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;
– отличия человека от животных; строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной и общественной гигиены;
– отличие почвы от горной породы, состав и свойства местных почв (наличие в почве воды, воздуха, глины, песка, минеральных веществ, перегноя, водопроницаемость и плодородие почвы); пути сохранения и повышения плодородия почвы;
– особенности выращивания рассады цветочно-декоративных и овощных растений (согласно программе) и уход за ней;
– правила высадки рассады в грунт и ухода за ней, уборка урожая;
– значение подкормки растений и техника ее проведения.

К КОНЦУ III КЛАССА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ПРИОБРЕСТИ
СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ:

– различать наиболее распространенные в данной местности растения, животные;
– устно описывать объекты природы;
– объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
– подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
– провести самостоятельные наблюдения в природе; выполнить простейшие опыты;
– оперировать с моделями, указанными в программе;
– изготавливать кормушки 2–3 конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
– выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
– в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
– выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;
– выращивать рассаду овощных и цветочно-декоративных растений (согласно программе) и пересаживать ее а открытый грунт;
– выращивать эти растения от посева до уборки урожая;
– уметь провести осеннюю и весеннюю обработку почвы;
– пересаживать комнатные растения, размножать их (делением куста, корневища, укоренением листьев) и ухаживать за ними.

Разработка 2e studio - Продвижение сайта в Москве. 

 

НАВЕРХ

Программа предмета. 1-4 классы (Ольга Холпенова)

В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование
 

  КонтактыКонцепция. Образовательные программы