Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Концепция

 

Тематическая структура предмета и программа для 1–2 классов

“Этот загадочный мир”

“МОЯ РОДИНА”

“ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ”

“ЗОЛОТАЯ ВЕТВЬ”

“ОТЧИЙ ДОМ”

“ЧАС ДУШИ”

“НАЕДИНЕ С СОБОЙ”

“ЖИЗНЬ И СВОБОДА”

Программа по предмету “ЧАША ЖИЗНИ” (1–2 классы)

ЧАША ЖИЗНИ /I – V классы/ Тематическая структура предмета (Виталий Ремизов)

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА. 1-2 классы (Виталий Ремизов)



 

 

Раздел составлен канд. филос. наук Е. Д. Мелешко.

 

Программа по предмету “ЧАША ЖИЗНИ” (1–2 классы)

№ урока

Тема

Содержание темы

1-2

Введение

“Чаша жизни”: предмет и его лейтмотивы. Ча­ша жизни – символ Добра и Величия Разума. Образ Чаши жизни в мировом искусстве. В поисках “Зеленой палочки”. Судьба “муравейных братьев”. Главная тайна жизни.

“Этот загадочный мир”

№ урока

Тема

Содержание  темы

3

Наш мир

Что мы знаем о мире. Какие вопросы меня волнуют?

 

1-й класс. “Живая жизнь”

4-5

Мир. Свет и тьма. Бог

От хаоса к порядку (гармонии). “Божественна” ли основа мироздания? “Отче наш”. Борьба света и тьмы. Слово “мир” и его значения.

6

Космос  и звезды

Космос – живой или мертвый? Космические тела – звезда, комета, планета, спутник планеты, метеорит. Созвездия. Угасшие звезды. Знаки зодиака. Твой знак.

7

Солнце и планеты

Солнце. Солнечная система. Планеты и происхождение их названий. Движение планет вокруг Солнца. Есть ли жизнь на других планетах?
Луна. Солнечный мир.

8

Земля  и Небо

Голубая планета Земля. Какой она виделась людям? Земля глазами из Космоса. Небо. Поэзия Неба и Земли. Человек смотрит в небо.

9

Стихии бытия. Огонь.
Воздух

Как мы ощущаем огонь и воздух. Огненный мир и его знаки. Свет негасимый и пути, ведущие в Царство Огня. Воздух и его значение для жизни планеты. Воздух и его поэтические метафоры.

10

Вода  и Земля

Какой была Земля в древности. Вода и суша: союзники или враги? Люди как реки. Человек и власть стихий. Живая вода.

11-12

День  и ночь.
Время

Представления древних о времени, дне и ночи. Сутки. Время реальное, фантастическое, личное (играем в машину времени). Поэзия дня и ночи. Утро и вечер.

13

Жизнь – Смерть –
Бессмертие

Жизнь – в чем ее видят дети. Почему люди боятся смерти? Душа и Бог. Бессмертна ли моя душа?

14

Посещение планетария

 

2-й класс. “Живая планета”

1

Сфера Земли

Земля как живое существо. Взаимосвязь всего живого. Астрологическая карта Земли. Ноосфера. Креационизм или эволюция?

2

Недра Земли

Подземное царство в мифах и сказаниях народов мира. Ядро, мантия, земная кора. Молодая планета. Опустошение недр Земли и будущее человечества. Земная аура. Землетрясения. Последний день Помпеи.

3-4

Каменный цветок

Ты и твой камень. Легенды о камнях. Цвет и музыка камня. Уральские сказы. П. Бажова. Ду­ша камня в искусстве (скульптура, архитектура, прикладное искусство).

5-6

В царстве Нептуна

Представления древних народов о подводном царстве. Мировой акваториум. Подводные течения. Тайна приливов. Морские стихии. Жизнь в глубине морей и океанов.

7-8

Подвод­ный мир в комнате

Как сделать аквариум. Зеленые друзья.  Рыбы. Помощники и враги.

9

Тайны леса

Мифические лесные существа. Леса – легкие Земли. Волшебство зеленого цвета. Вековая тайга. Темный бор. Березовая роща. Джунгли. Человек и лес. Что я знаю о “моем” дереве?

10

Наш сад

Деревья, цветы, ягоды. Дары природы и труд человека.

11

Русское поле

Былички, былины, сказки о красоте и щедрости русского поля. Земля – кормилица. Многотравье. Песни, пословицы, поговорки о поле и судьбе русского человека.

№ урока

Тема

Содержание темы

12-13

“Хлеб наш насущный даждь нам днесь”

Молитвы о земле и хлебе. Пословицы и поговорки русского народа о хлебе. Как выращивают и делают хлеб. Праздники и обычаи, связанные с хлебом. Вкус русского каравая. Хлеб земной и небесный.

14

Невиди­мый мир

Таинственное в природе и жизни человека. Как люди познавали и познают мир невидимый. Рассказ об одном-двух научных открытиях. Энергетика добра и зла. Черная и светлая аура.

15

Под микро­скопом

Мы и наши болезни. Микробы и бактерии – тайные друзья и враги человека. Моя энергетика и окружающий мир.

 

“Моя Родина”

1-й класс. “Россия, Русь! Храни себя, храни!”

1

С чего начинается
Родина

Родина, род, родины, родник. Русь – Россия. Большая и малая Родина. Наша столица. Богатырские сказания о Земле русской. Как сохранить Отечество?

2-4

Родная сторона (зада­ния для самостоятель­ной работы учащихся, учителей и родителей)

История названия местности. Легенды края. Песни родной стороны. Обычаи и нравы местных жителей, их одежда в прошлом и настоящем. Тип говора. Родная улица. Связь характера человека с климатом, традициями народа и народности. Знаменитые люди края. Местные промыслы. Край сегодня и завтра. Экология природы. Культура души.

5

Чудное приволье

Просторы родной земли. Русский пейзаж и характер русского человека. Свобода и воля, широта и удаль человеческая в русском фольклоре.

6

Реки

Речь – речка – река. Реки Земли – дороги человечества. Главные реки России и страницы истории: Днепр-Волхов, Волга-матушка, Дон-ба­тюшка. Река Воронеж – колыбель русского флота. Ока – синее око Земли. Реки Сибири в легендах народов России.

 

№ урока

Тема

Содержание темы

7

“Степей безбреж­ных колыханье”

Луг – поле – степь. Степь ночью и днем. Образ степи в русской поэзии и песне. Русская степь: страницы истории. Кто он, степной человек?

8

Моря   и озера России

Море и озеро. Морские берега Российской державы. Борьба России за выход к морям. Русские мореплаватели: радость открытий и горечь поражений. Морские профессии. Поэзия моря в произведениях искусства.

9

Горы, холмы, хребты

Уральские горы. Кавказский хребет. Покорение горных вершин. Горных дел мастера. Жизнь и судьба шахтера.

10

Племена  и народы

Славяне и их племена. Жизнь восточных славян. Древнерусское государство и его народы. Судьба русского народа. Русский язык и его место в жизни страны. Христианские основы общения наций и народов. Культура народов России.

 

2-й класс. “Города и царства”

1

Откуда пошла Русская земля

Легенда о князе Рюрике. Вещий Олег. Игорь и Ольга. Святослав и Владимир. Нестор-лето­писец.

2

Господин Великий Новгород

Новгород – колыбель Русского государства. Памятник “Тысячелетие России”. В неведомые страны (былины о Садко и Василии Буслаеве). Новгородская республика.

3

Стольный град Киев

Легенда о князе Кие. Город Владимира Святого. “Слово о погибели Русской Земли”. Битва на Калке и гибель русских богатырей. Героическая оборона Киева.

4

Москва – матушка

Юрий Долгорукий – основатель Москвы. Первые московские князья. Москва – наша столица. Красная площадь. Кремль. Москва в “Смутное время”. Первый царь из династии Романовых. “Ребята! Не Москва ль за нами…”. Зима сорок первого.

№ урока

Тема

Содержание темы

5-6

Санкт-Петербург

Рождение и гибель Российской империи. Первый русский император. Основание града Петра. “Медный всадник”. Зимний дворец. Невский проспект. Как расширялись границы империи. Богдан Хмельницкий и Иван Мазепа. Декабристы. Убийство Александра II. “Спас на крови”. Февраль и Октябрь. Гибель царской семьи.

7-8

Союз республик

Первые советские республики. Образование СССР. Что дала советская власть народам России. Великая Отечественная война. Трагедия русской деревни. Архипелаг ГУЛАГ. Наука и культура Страны Советов. Распад Союза.

9

Содруже­ство

Август 1991 г. “Парад суверенитетов”. Каким будет Содружество?

10-11

Мой город

 

“Планета людей”

1-й класс. “Земля и люди”

1

Человече­ство на планете Земля

“Вначале было Слово...”. Библия о происхождении земной жизни. Притча о Вавилонской башне. Глобус. Карта мира. Происхождение человечества: споры и гипотезы.

2

Стороны и части света. Вода и суша

Катаклизмы на Земле: догадки и мифопоэтические картины (“Всемирный потоп” и др.). В преддверии будущего. Что такое футурология?

3

Расы. Племена. Народы

Три расы. Древние цивилизации. Народы мира сегодня и завтра. Равенство. Единение. Братство.

4-5

Города и страны

Город и его отличие от деревни. Современный город – добро или зло для человека? Символика городов и стран. Гимн. Путешествие по столицам мира.

6

Языки мира

Происхождение и основные группы языков. Мертвые и искусственные языки. Песни и стихи на языках народов мира.


 


урока

Тема

Содержание
темы

7

Летоис­числение

Календари мира. Рождество Христово – начало новой эры. Благая весть миру и людям. Как сохранить мир и защитить человека от зла и насилия.

 

2-й класс. “Глас Божий”

1

Религии мира

Что такое религия, откуда она берет начало, вечна ли она на земле? Основные религии мира.

2-3

Боги Древнего Египта

Ра и Птах – верховные божества Египта. Озирис и Исида. Злодеяние Сета. Смерть и воскресение Озириса. Обожествление фараонов. Анубис – бог загробного царства. Кадуша, невидимый двойник человека. Гробницы и Царство мертвых. Человек перед судом вечности (из “Книги мертвых”).

4

Библия

Саваоф. Яхве-Саваоф – “бог воинств”, покровитель иудейского народа. Идея единобожия. Моисей и его брат Аарон. Каменные скрижали Завета. Что такое Библия. Пословицы и поговорки из Книги Бытия.

5-6

Боги Олимпа

Олимп. Зевс-победитель. Суровая Гера. Посейдон и божества моря. Царство мрачного Аида. Аполлон. Артемида. Афина-Паллада. Гермес. Гефест. Арес. Афродита. Эрот и Гименей. Деметра. Дионис. Пан. Вакх. Гипноз. Асклепий. Гелиос.

7-8

Пришест­вие Христа

Споры о Христе. Исторические свидетельства жизни Христа. Жертва – Защитник – Брат. Нагорная проповедь. Путь к Христу. Православная вера. О Законе Божьем.

9

Кришна и Будда

Жизнеописание Кришны и Будды.

10

Суфизм

Суфийские притчи

11

Ислам

Жизнь Магомета. Коран – священная книга ислама. Избранные суры.

“Золотая ветвь”

1-й класс. “Семь чудес света” (2 часа)
Великие пирамиды. “Висячие сады Семирамиды”. Храм Артемиды в  
Эфесе. Мавзолей в Галикарнасе. Статуя Зевса в Олимпии. Статуя Ге-  
лиоса в Родосе. Маяк в Александрии. 
Творцы и разрушители.

2-й класс. “Древо жизни” (6 часов)
Тайна египетских иероглифов. Первый алфавит. Великие славянские
просветители Кирилл и Мефодий. Рукописные книги. Моя библиотека.
Вечные книги.

“Отчий дом”

1-й класс. “Игры” (2 часа)
Мои игрушки. Народная игрушка. Русские игры. Домашний театр.

2-й класс. “Семья” (8 часов)
Притча о блудном сыне. Отец. Мать. Старейшие члены семьи. Дети.
Будни и праздники. Радость общения. Бюджет семьи.

“Час души”

1-й класс. “Душа и имя” (3 часа)
Человек приходит в мир. Твое имя. Он и Она. Чистота нравственного
чувства. Метаморфозы.

2-й класс. “Дар сердца” (4 часа)
Чуткость. Жалость. Сострадание. Милосердие. “Жертва вечерняя”.

“Наедине с собой”

1-й класс. “Все начинай с себя” (3 часа)
Добро и зло. Быть завтра лучше, чем сегодня. Не повторять оши­бок. 
Молитва.

2-й класс. “Грехи и соблазны” (2 часа)
Ложь и обман. Предательство. Насилие и наказание. Праздность. За
висть. Гнев и враждебность. Неравенство.

“Жизнь и свобода”

1-й класс. “Моление о чаше” (6 часов)
Голгофа. Триста спартанцев. Муций Сцевола. Восставший раб (Спар
так).  Поход князя Игоря. Жизнь и смерть Сократа.

2-й класс. “Эпос свободы” (4 часа)
Славный Роланд. Песнь о Сиде. Русские богатыри. Кольцо Нибелунгов.

“Ступени жизни”

1-й класс. “Детство” (4 часа)
“Счастливая невозвратимая пора детства...”.

2-й класс. “Отрочество. Юность” (4 часа)
“Юности честное зерцало”.

 

 

 

 

В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование
 

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы