№ урока |
Тема |
Содержание темы |
|
1-2 |
Введение |
“Чаша жизни”: предмет и его лейтмотивы. Чаша жизни – символ Добра и Величия Разума. Образ Чаши жизни в мировом искусстве. В поисках “Зеленой палочки”. Судьба “муравейных братьев”. Главная тайна жизни. |
|
“Этот загадочный мир” |
|
№ урока |
Тема |
Содержание темы |
|
3 |
Наш мир |
Что мы знаем о мире. Какие вопросы меня волнуют? |
|
1-й класс. “Живая жизнь” |
|
4-5 |
Мир. Свет и тьма. Бог |
От хаоса к порядку (гармонии). “Божественна” ли основа мироздания? “Отче наш”. Борьба света и тьмы. Слово “мир” и его значения. |
|
6 |
Космос и звезды |
Космос – живой или мертвый? Космические тела – звезда, комета, планета, спутник планеты, метеорит. Созвездия. Угасшие звезды. Знаки зодиака. Твой знак. |
|
7 |
Солнце и планеты |
Солнце. Солнечная система. Планеты и происхождение их названий. Движение планет вокруг Солнца. Есть ли жизнь на других планетах?
Луна. Солнечный мир. |
|
8 |
Земля и Небо |
Голубая планета Земля. Какой она виделась людям? Земля глазами из Космоса. Небо. Поэзия Неба и Земли. Человек смотрит в небо. |
|
9 |
Стихии бытия. Огонь.
Воздух |
Как мы ощущаем огонь и воздух. Огненный мир и его знаки. Свет негасимый и пути, ведущие в Царство Огня. Воздух и его значение для жизни планеты. Воздух и его поэтические метафоры. |
|
10 |
Вода и Земля |
Какой была Земля в древности. Вода и суша: союзники или враги? Люди как реки. Человек и власть стихий. Живая вода. |
|
11-12 |
День и ночь.
Время |
Представления древних о времени, дне и ночи. Сутки. Время реальное, фантастическое, личное (играем в машину времени). Поэзия дня и ночи. Утро и вечер. |
|
13 |
Жизнь – Смерть –
Бессмертие |
Жизнь – в чем ее видят дети. Почему люди боятся смерти? Душа и Бог. Бессмертна ли моя душа? |
|
14 |
Посещение планетария |
|
|
2-й класс. “Живая планета” |
|
|
1 |
Сфера Земли |
Земля как живое существо. Взаимосвязь всего живого. Астрологическая карта Земли. Ноосфера. Креационизм или эволюция? |
|
|
2 |
Недра Земли |
Подземное царство в мифах и сказаниях народов мира. Ядро, мантия, земная кора. Молодая планета. Опустошение недр Земли и будущее человечества. Земная аура. Землетрясения. Последний день Помпеи. |
|
|
3-4 |
Каменный цветок |
Ты и твой камень. Легенды о камнях. Цвет и музыка камня. Уральские сказы. П. Бажова. Душа камня в искусстве (скульптура, архитектура, прикладное искусство). |
|
|
5-6 |
В царстве Нептуна |
Представления древних народов о подводном царстве. Мировой акваториум. Подводные течения. Тайна приливов. Морские стихии. Жизнь в глубине морей и океанов. |
|
|
7-8 |
Подводный мир в комнате |
Как сделать аквариум. Зеленые друзья. Рыбы. Помощники и враги. |
|
|
9 |
Тайны леса |
Мифические лесные существа. Леса – легкие Земли. Волшебство зеленого цвета. Вековая тайга. Темный бор. Березовая роща. Джунгли. Человек и лес. Что я знаю о “моем” дереве? |
|
|
10 |
Наш сад |
Деревья, цветы, ягоды. Дары природы и труд человека. |
|
|
11 |
Русское поле |
Былички, былины, сказки о красоте и щедрости русского поля. Земля – кормилица. Многотравье. Песни, пословицы, поговорки о поле и судьбе русского человека. |
|
|
№ урока |
Тема |
Содержание темы |
|
|
12-13 |
“Хлеб наш насущный даждь нам днесь” |
Молитвы о земле и хлебе. Пословицы и поговорки русского народа о хлебе. Как выращивают и делают хлеб. Праздники и обычаи, связанные с хлебом. Вкус русского каравая. Хлеб земной и небесный. |
|
|
14 |
Невидимый мир |
Таинственное в природе и жизни человека. Как люди познавали и познают мир невидимый. Рассказ об одном-двух научных открытиях. Энергетика добра и зла. Черная и светлая аура. |
|
15 |
Под микроскопом |
Мы и наши болезни. Микробы и бактерии – тайные друзья и враги человека. Моя энергетика и окружающий мир. |
|
“Моя Родина” |
|
1-й класс. “Россия, Русь! Храни себя, храни!” |
|
1 |
С чего начинается
Родина |
Родина, род, родины, родник. Русь – Россия. Большая и малая Родина. Наша столица. Богатырские сказания о Земле русской. Как сохранить Отечество? |
|
2-4 |
Родная сторона (задания для самостоятельной работы учащихся, учителей и родителей) |
История названия местности. Легенды края. Песни родной стороны. Обычаи и нравы местных жителей, их одежда в прошлом и настоящем. Тип говора. Родная улица. Связь характера человека с климатом, традициями народа и народности. Знаменитые люди края. Местные промыслы. Край сегодня и завтра. Экология природы. Культура души. |
|
5 |
Чудное приволье |
Просторы родной земли. Русский пейзаж и характер русского человека. Свобода и воля, широта и удаль человеческая в русском фольклоре. |
|
6 |
Реки |
Речь – речка – река. Реки Земли – дороги человечества. Главные реки России и страницы истории: Днепр-Волхов, Волга-матушка, Дон-батюшка. Река Воронеж – колыбель русского флота. Ока – синее око Земли. Реки Сибири в легендах народов России. |