Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого >Слово и понятие

 

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

КРАСОТА И ПОЛЬЗА (фрагмент из статьи Л.Н.Толстого)

СЛОВО И ПОНЯТИЕ (фрагмент из статьи Л.Н.Толстого)

ПЕДАГОГИКА Л.Н.ТОЛСТОГО: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (Виталий Ремизов)

 

ПЕДАГОГИКА Л.Н.ТОЛСТОГО:
ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
(Виталий Ремизов)

Тема № 1.
Л.Н.ТОЛСТОЙ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР            

Постановка проблемы. Содержание, цели и задачи курса.

 

Лев Толстой и современный мир. ХХ век: проблемы интерпретации личности и творчества Л. Толстого. Три великих вопроса в жизни и духовном наследии писателя: что есть окружающий мир, что есть “Я”, каково мое место в мире. Идея вечного мира в творчестве Толстого. Христианское учение Л. Толстого и тенденции развития религиозного сознания накануне XXI  века. Толстой и проблемы современного духовного знания. Своеобразие экологического мышления Толстого. Философия всеединства любви и идеи Толстого о свободном развитии личности.

 

Толстой, его великие предшественники и последователи в области духовного и свободного воспитания: Конфуций, Сократ, Марк Аврелий, Сенека, Монтень, Паскаль, Руссо, Кант, Ганди, Штайнер, Вернадский,  Швейцер и др.

 

Этика ненасилия как система гуманистического общения. Идеал и пути его обретения. Неприятие схоластики, догматизма, тоталитарных форм воздействия на человека. Движение к идеалу как способ отыскания смысла жизни. Духовный принцип соотнесенности идеала и опыта жизни конкретного человека. Проблема свободы выбора. Жизнь – смерть – бессмертие в системе философских взглядов Толстого. Триединство начал – духа, тела и воли. Основные идеи и принципы педагогического наследия Толстого, их историческое наследие и актуализация.

 

Тема № 2.

   

Своеобразие “Школы Л.Н. Толстого” в контексте современных педагогических инноваций.

Российская школа: итоги и перспективы развития. “Школа Л.Н. Толстого” как метафора лучших достижений в области отечественной и зарубежной педагогики. Проблемы раскрытия гуманистической природы человека в процессе его духовного и физического становления и развития. Творческая биография эксперимента. История  вопроса:  возникновение идеи и этапы ее концептуального обоснования. Рождение технологии эксперимента. Характеристика базовых школ в их становлении и развитии. Разработка и апробация программ по новым предметам. Издание учебных и учебно-методических пособий. Социолого-психологическая служба экспериментальной лаборатории. Курсы переподготовки педагогических кадров. Система повышения квалификации и проблемы непрерывного образования. “Школа Л.Н. Толстого” в свете критики: за и против.
                                                                      

НАВЕРХ

 

Тема №3.

СТУПЕНИ ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПРИНЦИПЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И КАЧЕСТВЕННОЙ НЕПОВТОРИМОСТИ

Концепция человека и педагогическая система: диахронический и синхронический аспект изучения. Типология жизни человека в духовных исканиях Л. Толстого. Субъекты системы непрерывного образования в эксперименте “Школа Л.Н. Толстого”.

 

Философские основы непрерывного образования. Единство вечного и социально-конкретного; родового, социально-видового, индивидуально-неповторимого; стабильного, корректируемого и мобильного. Поиски Пути жизни как способ существования человека. “Я” в контексте движения к идеалу, в соотнесенности с опытом человечества и народа. Сущее и должное в их взаимообусловленности. Гармонизация процесса развития личности ребенка. “Школа Л. Н. Толстого” – школа духовного опыта ученика, учителя, родителей. Духовный опыт как определенный уровень сознания и самосознания “Я” в контексте восхождения человека по ступеням жизни. Многообразие форм бытия человека на основе философии всеединства и любви. Общее и индивидуальное в подходах к “сотворению” личности ребенка, нравственно и физически здоровой. Проблема духовности и свободы выбора. Нравственный идеал  и  этика ненасилия:  принципы  мировосприятия  и мироотношения. Религия и нравственность. Восстановление общечеловеческого, национального, культурно-исторического, индивидуально–ориентированного контекста формирования личности. Переход от знания к самопознанию, от развития к саморазвитию как осмысленный выбор жизненного пути. Направленность педагогической деятельности на самосохранение личности. Человек как часть целого.

 

Единство философии Пути жизни  и метода “со-опыта”, “со-осознания”,  “со-участия”, “со-творчества”. Единство рационального и эмоционального способов мироощущения и миропознания. Общность и стадиальная неповторимость при разработке и преподавании новых предметов.

Ступени непрерывного образования в их общности и различии:  дошкольная, начальная школа, основная школа, высшая ступень средней школы, вуз, переподготовка педагогических кадров, институт родителей. Цели, задачи, ожидаемые результаты каждой из ступеней непрерывного образования. Анализ действующих учебных и других культурно-образовательных структур в системе эксперимента “Школа Л.Н.Толстого”: итоги и перспективы развития.

Тема № 4.

ОСНОВЫ СИСТЕМНО-КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА
К ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ СУБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОЦИУМА

 

 

Объект, предмет, цели и задачи эксперимента “Школа Л.Н.Толстого”. Основная цель эксперимента и идея социального партнерства, социальной дополняемости. ЗУНы как средства достижения целей. Неприятие элитарности как принципа разделения детей на сильных и слабых, одаренных и неспособных. Триединство подхода к воспитанию и образованию человека:
1) разум как способность целесообразного постижения и использования знаний о мире и душе человека,
2) культура чувства как единство отдельного “Я” с окружающим миром,
3) самостоятельность как способность сделать собственный выбор. Диалектика взаимодействия трех начал – разумного, эмоционально-ориентированного и волевого.

 

Философско-психологические основы учебной деятельности: един­ство человека с миром, доминирование социальных аспектов и социальных навыков, организация предметной деятельности в зависимости от природных данных ребенка.
Основной метод обучения. Методы обучения: “сотворчество”, психологическая адаптация, моделирование проблемных ситуаций, погружение в ситуацию свободного выбора, предупреждение ошибок, формирование эмоциональных сигналов, перевод процессов познания в самопознание, развития – в саморазвитие и нравственное совершен-ствование; раскрытие природно-социального бытия человека через активную природно-трудовую деятельность.
Основные установки при разработке нового содержания образования; соблюдение единства родового (общечеловеческого), социально-видового (национального, конкретно-исторического, семейно-укладного и т. д.), индивидуально-неповторимого; отказ от волюнтаристских принципов интерпретации социальных явлений, объективный взгляд на историко-духовные процессы с точки зрения этики ненасилия; актуализация преподаваемого материала; разумное целеполагание при отборе знания, ориентированность учебных материалов на развитие у ребенка воли, духа, тела.
Типология содержания образования: стабильное, корректируемое, мобильное. Типовой экспериментальный учебный план: логика изучения предметов, новизна и соотнесенность с типовыми учебными планами. Гуманизация и гуманитаризация процессов образования и воспитания. 



НАВЕРХ

Тема № 5.
УЧИТЕЛЬ В “ШКОЛЕ Л.Н. ТОЛСТОГО”

Учитель в педагогических воззрениях Л.Н. Толстого. Любовь к ученику и предмету. Свобода выбора как один из главных критериев жизнедеятельности педагога. Проблема мировоззрения и интерпретации.  Многообразие форм общения. Многовариативность принимаемых решений. Знание предмета в контексте достижений современной науки. Актуализация содержания образования и воспитания.  Совершенствование дидактического мастерства. Взаимосвязь традиционных и инновационных методов и приемов обучения. Драматургия урока и актерское мастерство учителя. Слово учителя.
Жизненный опыт ученика, учителя, родителей как искусство самоанализа. Моделирование самообразования и саморазвития личности педагога, ученика, родителей. Переход от образования и развития к самообразованию и саморазвитию в процессе преподавания предметов.

                                                                                    

Специфика преподавания новых предметов в “Школе Л.Н. Толстого”: цели, задачи, пути становления. Азбука Льва Толстого: содержание, методология и методика изучения предмета. Круг чтения: новые подходы к изучению литературы в начальной и средней школе. Природа и труд: специфика преподавания нового интегрированного курса. Русский язык с основами риторики и стилистики: особенности преподавания в “Школе Л. Н. Толстого”. Чаша жизни: концепция предмета, содержание и методы обучения, специфика возрастного восприятия. Познай себя: особенности формирования разумного отношения к действительности. Этика жизни: пути приобщения к социальному опыту человечества. Музыка в “Школе Л. Н. Толстого”: принципиальная новизна предмета в сфере содержания и методики обучения. Изобразительная культура: проблема восприятия и искусство самовыражения. Народные игры: здоровье ребенка в контексте духовного и физического развития. История развития человечества: новые принципы подхода к изучению проблем цивилизаций. Удивительное естествознание: первый опыт приобщения детей к научному системному знанию. Деятельность по интересам: программы и их связь с особенностью школы и социума.

 

Тема № 6.
КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

 

Культура и цивилизация: подходы к трактовке понятий. Многозначность термина “культура”, его определение. Сущность, структура  и функции культуры. Субъекты культуры. Массовая и элитарная культура. Диалогическая природа культуры. Культура и проблемы диалогического общения. Диалогическая функция слова участников процесса образования.

 НАВЕРХ

Тема № 7.
ИДЕАЛ И ПУТИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
(план семинарского занятия)
Цель: постановка проблемы идеала и его поиска,  рассмотрение многомерности путей возрождения человека и человечества.
Основные понятия: бытие и сознание, идеал, “пограничная ситуация”, “Воскресение”.

План:
1. Бытие и сознание в контексте современного философского знания.
2. Проблема идеала. Идеал личный и общественный. Власть авторитета или полная свобода?
3. Человек в “пограничной ситуации” (на основе анализа повестей Л.Н. Толстого “Смерть Ивана Ильича”, “Хозяин и работник”, “Отец Сергий” и др.).
4. Пути и формы пробуждения разума в человеке (Л. Толстой. “Исповедь”).
5. Многомерность решения проблемы “воскресения” в последнем романе
Л.Н. Толстого и в его книге “Путь жизни”.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Толстой Л.Н. Исповедь. Смерть Ивана Ильича. Хозяин и работник.
Крейцерова соната. Отец Сергий. Посмертные записки старца
Федора Кузмича. Воскресение. Путь жизни.      
2. Бунин И.А. Освобождение Толстого. / Собр.соч.: В 9 т. М., 1967. Т.9
3. Ремизов В.Б. Роман Л.Н. Толстого “Воскресение”: концепция жизни
и формы ее воплощения. Воронеж, 1986; Его же. Л.Н. Толстой: диалоги во 
времени. Тула, 1998
4. Экзистенциализм. /Статья в “Философской энциклопедии” (любое
издание последних лет).

Тема № 8
МЕТОД СОТВОРЧЕСТВА
(ПО СТАТЬЕ Л.Н.ТОЛСТОГО “КОМУ У КОГО УЧИТЬСЯ ПИСАТЬ: НАМ ЛИ У КРЕСТЬЯНСКИХ РЕБЯТ ИЛИ КРЕСТЬЯНСКИМ РЕБЯТАМ У НАС”)

(план семинарского занятия)

Цель: показать своеобразие и преимущества толстовского метода “сотворчество”.
Основные понятия:  “первообраз гармонии”, свободное воспитание, гармонизация процесса развития личности, сотворчество.

План:
1. Ребенок как “первообраз гармонии” и концепция человека в философии и науке.
2. Методы свободного воспитания Руссо и Л. Толстого (“метода природы” и “метода выводов из наблюдений”).
3. Особенности социально-психологического общения наставника и его учеников.
4. Своеобразие метода “сотворчество”. Приемы, используемые Толтым-учителем при изучении  и сочинении совместно с детьми художественного текста.
5. Из опыта использования метода “сотворчество” слушателями курсов (из опыта педагогов-практиков “толстовских” школ).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989. (“Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят”, “Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы”).
2. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. М., 1981. Т.2. (Роман “Эмиль, или
О воспитании”).
3. Кудрявая Н.В. Лев Толстой о смысле жизни: Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л.Н. Толстого. М., 1993.


Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

КРАСОТА И ПОЛЬЗА (фрагмент из статьи Л.Н.Толстого)

СЛОВО И ПОНЯТИЕ (фрагмент из статьи Л.Н.Толстого)

ПЕДАГОГИКА Л.Н.ТОЛСТОГО: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (Виталий Ремизов)

НАВЕРХ

 

В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование
 

Разработка 2e studio - Продвижение сайта в Москве. 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы