Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Контакты > Краткая справка о НИЛ «Школа Л.Н. Толстого»

 
Структура программы

«САМЫЙ ДЛИННЫЙ, НО ВЕРНЫЙ ПУТЬ…» (В.Б. Ремизов)


Пояснительная записка: ФИЛОСОФСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (В.Б. Ремизов)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


I. ОБЩЕФИЛОСОФСКИЕ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


ПРОГРАММА ОБЩЕГО КУРСА «ПЕДАГОГИКА Л.Н.ТОЛСТОГО: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»
(В.Б. Ремизов)

  • Тема № 1. Л.Н.ТОЛСТОЙ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР
  • Тема № 2. СВОЕОБРАЗИЕ «ШКОЛЫ Л.Н. ТОЛСТОГО» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ
  • Тема №3. СТУПЕНИ ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРИНЦИПЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И КАЧЕСТВЕННОЙ НЕПОВТОРИМОСТИ
  • Тема № 4. ОСНОВЫ СИСТЕМНО-КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ СУБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОЦИУМА
  • Тема № 5. УЧИТЕЛЬ В “ШКОЛЕ Л.Н. ТОЛСТОГО”
  • Тема № 6. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
  • Тема № 7. ИДЕАЛ И ПУТИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА (план семинарского занятия)
  • Тема № 8. МЕТОД СОТВОРЧЕСТВА (ПО СТАТЬЕ Л.Н.ТОЛСТОГО “КОМУ У КОГО УЧИТЬСЯ ПИСАТЬ: НАМ ЛИ У КРЕСТЬЯНСКИХ РЕБЯТ ИЛИ КРЕСТЬЯНСКИМ РЕБЯТАМ У НАС”) (план семинарского занятия)


ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «Л.Н. ТОЛСТОЙ И МУДРЕЦЫ МИРА» (В.Б. Ремизов, Т.Т. Бурлакова, В.Н.Назаров)

  • Тема № 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МУДРОСТИ
  • Тема № 2. МУДРЕЦЫ – ПРОРОКИ, ОСНОВАТЕЛИ РЕЛИГИЙ. АНТИЧНЫЕ МУДРЕЦЫ
  • Тема № 3. МУДРЕЦЫ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • Тема № 4. Л.Н. ТОЛСТОЙ И РУССКАЯ ТРАДИЦИЯ МУДРОСТИ. Л.Н.ТОЛСТОЙ И МЫСЛИТЕЛИ ХХ ВЕКА


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ (И.В. Ежов)


Учебная программа
Пояснительная записка

  • Раздел 1. ПЕДАГОГИКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
  • Тема 1.1. Проблема духовного развития личности в современной системе образования
  • Тема 1.2. Духовное развитие личности учителя и его роль в образовательном процессе
  • Раздел 2. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Тема 2.1. Психологические исследования в научно-исследовательской лаборатории «Школа Л.Н.Толстого»
  • Тема 2.2. Понятие духовного развития человека
  • Тема 2.3. Психологические факторы духовного развития личности
  • Тема 2.4. Духовное развитие личности как единство развития интеллекта, самостоятельности ("силы личности") и нравственности.
  • Раздел 3. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЗИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Тема 3.1. Особенности позитивного психодиагностического подхода к оценке развития личности ребенка
  • Тема 3.2. Диагностика интеллектуального развития
  • Тема 3.3. Диагностика особенностей нравственного развития
  • Тема 3.4. Диагностика самостоятельности - "силы личности".
  • Тема 3.5. Диагностика базисных структур духовного развития личности
  • Раздел 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕНОСТЕЙ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТА “ШКОЛА Л.Н.ТОЛСТОГО”
  • Тема 4.1. Цели и основные задачи исследований
  • Тема 4.2. Область и методы психологического исследования
  • Тема 4.3. Основные результаты и выводы Раздел 5. ОБЩИЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА «ШКОЛА Л.Н.ТОЛСТОГО»

НАВЕРХ


II. НОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ В «ШКОЛЕ Л.Н. ТОЛСТОГО»


«АЗБУКА ЛЬВА ТОЛСТОГО», «КРУГ ЧТЕНИЯ» (2- 4; 5- 9 классы): (А.В. Шадская, В.Б. Ремизов, М.А.Козьмина)


Возвращение к «Азбуке Льва Толстого» (В.Б. Ремизов)
Учебная программа (А.В.Шадская)
Пояснительная записка (А.В.Шадская)
Учебный план (А.В.Шадская)
Интерпретация художественных произведений и некоторые методические аспекты работы учителя начальных классов по учебным пособиям "АЗБУКА ЛЬВА ТОЛСТОГО" (1 КЛАСС) и "КРУГ ЧТЕНИЯ" (2–4 КЛАССЫ)
Азбука Льва Толстого. Программа (1 класс) (А.В.Шадская)
О литературном образовании в «Школе Л.Н.Толстого» (В.Б. Ремизов)
Круг чтения. Программа. 2-4 классы (А.В.Шадская)
Круг чтения. Тематическая структура предмета. 5-8 классы (В.Б.Ремизов, М.А.Козьмина)
О «Кавказском пленнике» (М.А.Козьмина)
Л.Т. Толстой. «Молитва. Божественный Промысел и человеческое страдание» (Мария Козьмина).
Из опыта тестирования (А.В.Шадская)


ПРИРОДА И ТРУД (1-4 классы): (О.В. Хлопенова)


Учебная программа Пояснительная записка. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ОСНОВЫ
ПРЕДМЕТА «ПРИРОДА И ТРУД»
Тематика реферативных работ
Учебно-методические задания
Тематика программ наблюдений
Задания по анализу программы и уроков
Мышление начинается с удивления
Искусство задавать вопросы
Через опыт ребенка – к красоте мира и душе человека
Программы наблюдений к отдельным урокам
Подготовка к уроку по теме: «БАРЫНЯ-КАПУСТА»
Природа и труд. Программа предмета (1-4 классы)


ЧАША ЖИЗНИ (I – V классы) (В.Б. Ремизов)


Учебная программа
Пояснительная записка: “Чаша жизни”. Новый предмет о мире и душе человека

  • Тема № 1. Философские, психолого-педагогические основы предмета
  • Тема № 2. Методика проведения занятий по «Чаше жизни»
  • Тема № 3. Основы построения предмета. Общечеловеческое, национально-историческое и индивидуально-неповторимое
  • Тема № 4. Космос и Живая планета на уроках Чаши жизни. Краеведческие аспекты преподавания предмета
  • Тема № 5. Проблематика предмета в контексте общечеловеческого
  • Тема № 6. Национально-историческое с элементами краеведения при изучении разделов «Моя родина», «Отчий дом», «Душа народа»
  • Тема № 7. Индивидуально-неповторимое как проявление многообразия жизни
  • Тема № 8. От урока к искусству живого общения
  • Тема № 9. Концепция человека и пути ее постижения на занятиях по предмету «Чаша жизни» (семинарский блок)
    Тематика творческих работ по предмету «Чаша жизни» (для обсуждения на занятиях по моделированию уроков)
    ЧАША ЖИЗНИ(I – V классы). Тематическая структура предмета
    ЧАША ЖИЗНИ (1–2 классы). Программа по предмету

    Материалы по теме «Жизнь – Смерть – Бессмертие»


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. 5 – 9 КЛАССЫ (О.Г.Вронский, В.Б.Ремизов, О.Б.Бушнякова)

Курс «История развития человечества в «Школе Л.Н.Толстого» (Олег Вронский)
Воспитание историей (Олег Вронский)
ПРОГРАММЫ КУРСА «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА». 5 – 9 КЛАССЫ (О.Г. Вронский, В.Б.Ремизов, О.Б.Бушнякова)


5 КЛАСС
8 КЛАСС

НАВЕРХ

РУССКИЙ ЯЗЫК С ОСНОВАМИ СТИЛИСТИКИ И РИТОРИКИ. 1– 4 КЛАССЫ. (М.Ю. Барабанова)

Учебная программа
Пояснительная записка

Особенности обучения русскому языку в образовательной системе «Школа Л.Н.Толстого» «Я учусь писать»
«Живой язык»
«Тайны слова»
«Язык мой, друг мой…»
Учителю начальных классов в помощь к освоению учебной программы
Фрагмент А. От языковой конкретики – к выводу
ФРАГМЕНТ Б. От вывода – к языковой конкретике (на материале первого урока)
ФРАГМЕНТ В. От вывода – к языковой конкретике (на материале изучения ряда тем)
Упражнения по аналогии
Упражнения конструктивные
Упражнения коррекционные
Упражнения творческие
1. Контрольные задания:
2. Контрольно-диагностические задания:
3. Задания для самостоятельной работы учителя
А. Научно-исследовательские задания
Б. Учебно-методические задания
В. Работа над уроком
Русский язык в «Школе Л.Н. Толстого»
Программа «Русский язык с основами стилистики и риторики». 1-4 классы.


МАТЕМАТИКА (Ф.В. Варегина)


Учебная программа
Пояснительная записка

  • Тема № 1. Новые подходы к методике обучения математике в начальной школе основной школы на современном этапе развития образования. Математика в педагогической системе «Школа Л.Н. Толстого»
  • Тема № 2. Методика обучения умению решать задачи в условиях вариативного образования.
  • Тема № 3. Вычислительные навыки и пути их формирования.
  • Тема № 4. Изучение результативности обучения младших школьников математике.
    Планы практических занятий:
    Методика обучения умению решать задачи в условиях вариативного образования
    Вычислительные навыки и пути их формирования
    Изучение результативности обучения младших школьников математике
    Методы и формы обучения
    План семинарского занятия:
    Целостный подход к разработке методики.
    Учебно-методические задания
    Научно-исследовательская работа
    Темы курсовых заданий

НАВЕРХ


III. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Л.В. Короткова)


Учебная программа
Пояснительная записка

  • Тема 1. Диагностика профессионального мастерства педагогов в "Школе Л.Н. Толстого" Диагностическая карта профессионального мастерства педагогов ДОУ
    Диагностическая карта пед. мастерства воспитателей по программам “Чаша жизни”, “Твое здоровье”, “Истоки”
  • Тема 2. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого и их современная интерпретация в контексте дошкольного образования.
  • Тема 3. Особенности дошкольного образования в "Школе Л.Н. Толстого". Авторские программы вариативного образования детей – "Чаша жизни", "Твое здоровье", "Истоки".
  • Тема 4. Психологические основы работы с дошкольниками в "Школе Л.Н. Толстого"
  • Тема 5. Система непрерывного образования в "Школе Л.Н. Толстого"
  • Тема 6. Наглядно-дидактическое и методическое обеспечение учебного процесса по новым предметам
  • Тема 7. Особенности контроля за качеством педагогического труда и результатами развития детей в "Школе Л.Н. Толстого"
    "Чаша жизни" (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
    СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАДАЧ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
    К ПРОГРАММЕ "ЧАША ЖИЗНИ"
    "Чаша жизни". Критерии оценки знаний, умений и навыков детей
    “ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ”. ПРОГРАММА дополнительного образования для детей 4-7 лет
    "ИСТОКИ". ПРОГРАММА дополнительного образования для детей 5 – 7 лет
    Что мы можем Вам предложить для ознакомления.

НАВЕРХ


IV. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ИНТЕРНАТОВ (Из опыта работы Яснополянского детского дома) (Т.Т. Бурлакова)


Учебная программа
Пояснительная записка

ПРОГРАММА
I. ВВОДНЫЙ КУРС «ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

II. ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (психолого-педагогический семинар)

III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ (научно-теоретический семинар)

IV. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА (научно-практический семинар)

V. КОНСТРУКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ (психологический практикум)

VI. СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (педагогический практикум)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ИНТЕРНАТОВ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
ТЕМЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (для педагогов-исследователей)
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методики для исследования личностного развития воспитанников, организации воспитательного процесса в детском доме и жизнедеятельности учреждения
Тест по оценке базисных компонент духовного развития личности ребенка
Тест «Комплексная оценка личности ребенка»
Методика изучения удовлетворенности воспитанников жизнью в детском доме
Анкета «Уровень комфортности в детском доме»
Анкета «Уровень комфортности в детском доме» (для воспитанников младшего и среднего школьного возраста)
Анкета «Развитие личности педагога»
Анкета «Если бы я был директором детского дома»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методики для моделирования воспитательной системы
Анкета «Я и ценности моей жизни» (для воспитанников среднего школьного возраста)
Анкета «Я и смысл моей жизни» (для воспитанников старшего школьного возраста)
Анкета «Я и мой дом» (для воспитанников детского дома)
Анкета для педагога

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Методики для изучения эффективности воспитательной системы
Тест для определения сформированности художественно-эстетических потребностей воспитанников
Тест для определения сформированности познавательных потребностей воспитанников

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Программа деятельности по построению воспитательной системы Яснополянского детского дома

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Рекомендации воспитателям детских домов группы психологов, авторов книги «Психическое развитие воспитанников детского дома»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Воспитательные программы, разработанные педагогами Яснополянского детского дома
Программа курса «Путь жизни»
Музейно-педагогическая программа «Мир музея»
Программа «Книговедение»

В начало
  

  Координаты для контактов

  Краткая справка о НИЛ «Школа Л.Н. Толстого»

Руководитель

 
 
 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы