Государственный музей Л.Н.
Толстого
Государственный музей Л.Н. Толстого является одним
из самых значительных мемориальных и литературных памятников мира.
Он по праву входит в Государственный свод особо ценных
объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Кабинет Л.Н. Толстого в музее-усадьбе "Хамовники"
|
Усадьба Л.Н. Толстого в Хамовниках |
Это музей-комплекс, включающий в себя мемориальный
“Музей-усадьбу Л.Н. Толстого “Хамовники” (ул. Льва Толстого,21),
мемориальный музей на станции Лев Толстой “Астапово”, Литературный
музей (Пречистенка,11), Выставочный зал на Пятницкой – 12, знаменитую
“стальную” комнату, где хранятся подлинные рукописи писателя, членов
его семьи и ближайшего окружения.
|
Фонды музея - это
более 550000 единиц хранения: рукописи, уникальные коллекции
живописи, графики, скульптуры, фото кинодокументов, в том числе
несколько тысяч подлинных негативов с изображением Л.Н. Толстого,
книжный фонд, где собраны почти все издания Толстого на русском
и иностранном языках, литература о писатели и его окружении,
более 4000 вещей, принадлежащих Толстому и членам его семьи
и хранящихся в доме-музее “Хамовники”.
Государственный музей Л.Н. Толстого, выйдя из недр Академии
наук СССР, и сегодня, по существу, является музеем академического
уровня. На базе музея началось осуществление грандиозного проекта
ХХI века – издание академического Полного собрания сочинений
Л.Н. Толстого в 100 томах (120 книгах). |
Государственный музей Л.Н. Толстого – крупнейший научно-исследовательский
и просветительный центр по изучению и распространению
духовного наследия Толстого.
Музей стоял у истоков отечественной музейной педагогики.
Среди многочисленных форм просветительской деятельности музея особе
место занимают различные виды работы с детьми и юношеством,
ориентированные на разные возрасты и разные образовательные
учреждения, включая дошкольные.
Основная цель работы с детьми и юношеством – через
приобщение к миру Л.Н. Толстого реализовать их потребности в духовном
становлении и развитии. Отсюда вытекает и доминанта деятельности
музея – таким образом построить работу музейных служб, чтобы каждая
из них, выполняя главные свои функции (хранение, изучение, просвещение),
отвечала бы духу времени, пробуждала среди подрастающих поколений
интерес к нравственному и здоровому образу жизни, заметно расширяла
бы аудиторию друзей и помощников музея.
Основные направления и формы работы связаны с возрастными
особенностями детей и подростков. Среди них –
1). Дошкольная Детская Академия «Муравейные братья» (с 4
до 7 лет) как инновационная форма сотрудничества между
детьми, их родителями и музейными педагогами, направленного на укрепление
семейных отношений и имеющего воспитательное воздействие на всех
соучастников этого процесса. Разные по содержанию, все занятия проходят
в игровой форме, в атмосфере свободы, простоты и доверия, которые
Толстой считал обязательным условием успешного обучения. Каждое
занятие, заметно расширяющее кругозор детей и родителей, способствует
развитию личности ребенка, подготавливая его к дальнейшим шагам
жизни.
Создателями и организаторами Академии разработано более 100 сценариев
занятий различной тематики («Страницы семейного альбома», «В стране
мастеров», «Путешествие в сказку», «Отчий дом», «Будни и праздники»,
«Душа народа» – праздники, обычаи, предания, «Москва-матушка» и
мн. др.), осуществляется в игровой форме преподавание французского
языка как одного из источников культуры России XIX века.
Организуя вечера встреч, праздничные балы, музей поддерживает постоянные
связи как с выпускниками, так и с их родителями.
НАВЕРХ
2). Циклы театрализованных занятий, в том числе
и по абонементам, развивающих познавательные и игровые способности
детей младшего школьного возраста. Театрализованные
занятия основаны на принципах толстовской педагогики, главные из
которых «учимся, играя», «творим вместе». В занятиях дети принимают
активное участие: наряжаются в костюмы героев, разыгрывают сценки,
обсуждают волнующие их проблемы.
Разнообразна тематика этих занятий:
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ДЕТСТВА ТОЛСТОГО.
УРОК В ЯСНОПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЕ.
БАСНИ, РАССКАЗЫ И СКАЗКИ Л.Н. ТОЛСТОГО.
«ЧУДНАЯ ВЕЩЬ - СТАРАЯ СКАЗКА».
ЧТО БЫЛО ДО СКАЗКИ. Мифы Древней Греции.
КАК РОЖДАЛАСЬ СКАЗКА. От народной до авторской сказки.
ТЕАТР СКАЗОК Л.Н. ТОЛСТОГО. Играем в сказочных персонажей.
ОТ Ш.ПЕРРО ДО Г.Х. АНДЕРСЕНА.
ЧУДЕСА СТРАНЫ ЛУКОМОРЬЕ. Сказки А.С. Пушкина.
« НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ»: Осенины (осенние праздники. Покров). Свадебный
русский обряд. Святочные игры и гадания. Проводы зимы, хороводы
с ряжеными, кукольный театр Петрушки.
ЗАНЯТИЯ ПО АБОНЕМЕНТАМ МУЗЕЯ:
«В МИРЕ ДЕТСТВА»
«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ…»
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР МУЗЕЯ»
« ГОРОД ЧУДНЫЙ, ГОРОД ДРЕВНИЙ». Живые картины истории Москвы.
Сотрудниками музея составлено более 50 сценариев
занятий.
3). Интерактивные игры для детей среднего школьного возраста
с элементами театрально-постановочной деятельности по произведениям
Л.Н. Толстого «Детство» и «Кавказский пленник». Занятия вводят в
мир творчества писателя, делают доступными и близкими глубину его
идей, тем, образов.
4). Литературные диалоги о жизни, смерти, бессмертии (по
мотивам произведений Л.Н.Толстого «После бала», «Война
и мир», «Анна Каренина», «Воскресение») для учащихся средних и старших
классов, а также для студентов колледжей, лицеев, гимназий, профтехучилищ,
вузов.
5). Особые формы интеллектуальной игры для учащихся средних
и старших классов учреждений с углубленным изучением гуманитарных
предметов – Литературные турниры и Литературные викторины
(«Клуб знатоков «Войны и мира», «Создаем литературный образ», «Мир
литературных вещей»). Эта работа нашла свое отражение в книге сотрудника
музея С.Я. Долининой «Литературный турнир» (Москва, 2001).
6). Проблемные экскурсии и лекции для юношества по экспозициям
и выставкам музея.
7). Путешествие по музею -усадьбе Л.Н.Толстого «Хамовники» для младшего
школьного возраста. Специально разработанная сотрудниками музея
экскурсия (утверждена НИИ культуры РФ).
8). Пешеходные экскурсии по толстовским места Москвы.
9). Организация и проведение Всероссийских слетов юных
толстоведов (1998, филиал Гос. музея Л.Н.Толстого – музей
на ст. Лев Толстой «Астапово», Липецкая область).
10). Школа юного музееведа.
11). Организация и проведение творческих конкурсов
(чтецов, художников) среди учащихся школ Москвы и Московской
области – с 1 по 11 классы.
12). «Позвольте пригласить на бал…» (весенние балы для младших
школьников).
«Бал Наташи Ростовой» (балы для старшеклассников).
Сотрудниками музея продолжается поиск новых форм работы
с молодежью. С осени 2001 года студенты вузов Москвы стали активными
участниками Толстовского вечернего семинара «Философия мира и человека».
В настоящее время при музее создан молодежный музыкальный клуб.
С осени 2001 года возобновлена традиция встреч с писателями и деятелями
культуры России и зарубежных стран.
Параллельно с музеем разворачивалась деятельность и Научно-исследовательской
лаборатории «Школа Л.Н.Толстого», кафедры духовного наследия Л.Н.Толстого
при ТГПУ им. Л.Н.Толстого.
НАВЕРХ
Заложены основы для создания единого
Толстовского культурно-образовательного центра в России.
ИДЕЯ ПРОЕКТА: ОБЪЕДИНЕНИЕ УСЛИЛИЙ СОТРУДНИКОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ Л.Н.ТОЛСТОГО И ИННОВАЦИОННОГО ЦЕНТРА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ШКОЛА Л.Н.ТОЛСТОГО» С ЦЕЛЬЮ ОТЫСКАНИЯ
НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ, С ПЕДАГОГАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ОБЩЕГУМАНИСТИЧЕСКИХ
ИДЕЙ ЛЬВА ТОЛСТОГО.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОПЫТА РАБОТНИКОВ МУЗЕЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ
КУЛТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. |
|
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА: Л.Н. Толстой –
ключевая фигура в поиске современной Россией сущностной самоиндентификации
- «русской идеи». Известный и знакомый каждому россиянину, великий
писатель и мыслитель не случайно на протяжении десятилетий справедливо
рассматривался как совесть России. Художественное и духовное освоение
богатств творческого наследия Толстого будет способствовать консолидации
народов России, переходу у нас в стране и во всем мире от культуры
войны к культуре мира и ненасилия.
Важной частью культурного наследия России являются не только художественные
произведения Л.Н. Толстого, но и его многочисленные работы, посвященные
проблемам педагогики, философии, этики, эстетики, социологии, культуры
мира и ненасилия, религиоведения, местного самоуправления и землеустройства,
самообразования и нравственного самосовершенствования, методологии
науки и др. Практически во всех этих областях Л.Н. Толстой не просто
сказал безусловно новое слово, но и разработал оригинальные технологии,
на многие десятилетия опередившие мысль его современников. Однако
бытовавший до сих пор формат музейной презентации творчества великого
русского писателя и мыслителя акцентировал внимание посетителей
музея и его филиалов, в основном, на его художественных произведениях
и подробностях жизни семьи писателя и его биографии.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА: В связи со стремительным
развитием электронных средств распространения информации индивидуализация
обучения становится одной из наиболее актуальных задач современной
педагогики. Но именно в этом направлении Л.Н. Толстой совершил подлинный
научный прорыв. В результате осуществления предлагаемого проекта
для преподавателей всех уровней системы образования Москвы и Московской
области появляется уникальная возможность совершенствовать свои
знания и навыки в таких мало разработанных проблемных областях,
как индивидуализация обучения, домашнее и семейное образование и
воспитание, самообразование и экстернат.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА: Освоение новых
пластов национального культурного наследия особенно важно в современной
России, уверенно шагающей в будущее путем кардинальных перемен в
социально-экономической и культурной жизни. Реализация проекта позволит
Государственному музею Л.Н. Толстого стать более активным участником
современного созидательного процесса в стране и в мире, поскольку
объявленное ООН десятилетие культуры мира и ненасилия целиком зиждется
на основополагающих научных разработках Л.Н. Толстого. Именуются
все основания прогнозировать существенное увеличение посещаемости
музея и увеличение его воспитательного значения для подрастающего
поколения России. Следует отметить и усиление взаимодействия учреждений
культуры России, поскольку реализация предлагаемого проекта приводит
к сдвигам в том же направлении, что и публикация Академического
Полного собрания сочинений Л.Н.Толстого.
В рамках реализации проекта предусматривается объединение усилий
коллективов Государственного музея Л.Н.Толстого, Инновационного
центра повышения квалификации «Школа Л.Н.Толстого», Тульского государственного
педагогического института им. Л.Н.Толстого, Федеральных экспериментальных
площадок Тулы, Тульского края, других регионов России.
В филиале ГМТ на Пятницкой-12 20 декабря открылся культурно-образовательный
центр «Школа Л.Н.Толстого». Он призван не только координировать
и обобщать деятельность разных коллективов, участвующих в реализации
проекта, но и демонстрировать «живую практику» толстовской педагогики,
участниками которой станут все категории посетителей и слушателей
центра.
В настоящее время сотрудники музея и художники работают над экспозицией
«Школа Л.Н.Толстого», которая расположится в трех
залах музея и будет иметь все признаки интерактивной экспозиции,
предполагающей и дистанционное общение и обучение.
НАВЕРХ
|
|
Детский толстовский центр «Зеленая палочка»
Гимназия № 3
Гимназия № 4
Яснополянская гимназия № 2
Иншинская средняя школа
Яснополянский центр "Детство" (детский дом)
ТГПУ им. Л.Н. Толстого
Кафедра духовного наследия Л.Н. Толстого
Институт повышения квалификации ТО
Государственный
музей Л.Н. Толстого
Наши учителя
|
|
|